История приставок Sony PlayStation

Категории: игровые консоли

Название: Sony PlayStation
Разработчик: Sony
Издатель: Sony
Дата выпуска: 06/09/2019
Жанр:
Платформы: игровые консоли

История разработки приставки. Другие значимые консоли 5-го поколения.

Как и многие японские компании, так или иначе имеющие отношение к видеоиграм сейчас, корпорация Sony прошла длинный и тернистый путь. Вряд ли основатели компании могли подумать, что их небольшой бизнес по починке радиоприборов, перерастет в огромную транснациональную корпорацию. Да еще и совершит небольшую революцию в индустрии видеоигр. Игровым бизнесом Sony заинтересовались еще в 1988-м году, до выхода SNES. Началось все с разработки звукового чипа SPC700 для аудио системы этой приставки. В том же году Nintendo и Sony заключили партнерский договор, на разработку компанией Sony дисковой версии SNES.

К 1991-му году, для Nintendo были разработаны два прототипа SNES-CD. Один представлял собой дополнительный модуль, подключаемый к приставке и позволяющий запускать игры как с картриджей, так и с CD-дисков. Вторым прототипом была полноценная гибридная консоль получившая название Nintendo Play Station. На старте выставки Consumer Electronics Show, прототип Play Station был представлен общественности. А уже на второй день, Nintendo объявила о партнерстве с Phillips*, тем самым разрывая контракт с Sony. Справедливости ради стоит отметить, что сотрудничество с нидерландской компанией, не принесло Nintendo каких-либо положительных результатов. SNES-CD так и осталась прототипом.

*Самое забавное тут было то, что Phillips и Sony, до этого, активно сотрудничали между собой в создании нового формата носителей информации. К 1980-му они представили это новый формат, выраженный в виде лазерных компакт-дисков и в последствии, начали активно его продвигать.

Оскорбленная таким поведением Sony, решилась на сотрудничество с главными противниками Nintendo – компанией Sega. Но и тут дела не заладились. Боссы Sega, в Японии, не хотели сотрудничать с компанией, у которой не было никакого опыта в сфере видеоигр. После второго отказа, Sony решили больше не искать партнеров, а задумались о выпуске собственной приставки, способной не только конкурировать с консолями 4-го поколения, но и превзойти их. После небольших судебных разбирательств с Nintendo, Sony полностью отказались от уже наработанной концепции. А вот опыт, накопленный от сотрудничества с предавшей их корпорацией пришелся как нельзя кстати в разработке совершенно новой консоли.

Уже во время анонса своей приставки, Sony умудрились устроить переполох в игровом сегменте. Обещания выпустить недорогую приставку, способную легко и просто выводить на экраны телевизоров трехмерное изображение, казались чем-то немыслимым и не могли оставить равнодушными никого. В особенности, анонс PlayStation задел за живое руководство Sega, которое устроило разнос разработчикам новой приставки и в срочном темпе потребовало от команды, улучшения своей, еще не вышедшей, Sega Saturn.

В ноябре 1994 начался новый этап консольных войн, и стартом для него послужило начало продаж Sega Saturn по цене почти в 40 тысяч рублей. А десять дней спустя в продажу вышла Sony PlayStation по более привлекательной цене в 30 тысяч. Теме не менее до конца 1994-го года и первую половину 1995-го на первом месте держалась Sega Saturn. Но со временем меньшая цена и большее количество хороших игр, вывели приставку от компании Sony в лидеры, где она и оставалась еще долгое время. Изменить эту ситуацию не смогла и вышедшая в 1996-м году Nintendo 64. Так что можно смело заявить, что месть Sony свершилась. Она прочно закрепила свои позиции на консольном «олимпе», продержавшись там и последующее поколение игровых консолей.

Характеристики и особенности.

Сердцем приставки был 32-х битный RISC-процессор R3051 с частотой 33,8688 МГц со встроенным, в кристалл, контроллером для работы с трехмерной графикой – Geometry Transformation Engine. GTE – сердце всех трехмерных вычислений приставки. Этот контроллер занимается векторными и матричными операциями, преобразованием перспектив и прочим. Все это GTE делает обособленно от ЦП и гораздо быстрее. Кроме GTE, в процессор консоли встроен и модуль сжатия видео MDEC, позволяющий PlayStation воспроизводить видео в более высоком качестве, чем на других консолях того же поколения. Память консоли состоит из четырех SRAM чипов по 512кб, создавая в общей сложности 2мб системной памяти, которой управляет сопроцессор cop0.

За вывод изображения на экран отвечает графический процессор Sony, разработанный компанией Toshiba. Графический процессор управляет отрисовкой графики из полигонов и текстур, а также кадровым буфером. Обладая 1мб VRAM и 2кб текстурного кэша, такой чип позволял выводить картинку в разрешениях: от 256х224 до 640х240 пикселей в прогрессивной развертке; от 256х447 до 640х480 в черезстрочной. Для вывода звука используется 16-ти битный блок обработки звука, собственного изготовления Sony. Он обрабатывает до 24-х голосов и имеет 512кб звукового буфера. В качестве привода CD-дисков используется специальный двухскоростной CD-Rom со скоростью передачи данных до 352 Кб/с.

Кроме игр, на приставке есть возможность проигрывать аудиодиски, а некоторые, более поздние модели, предназначенные для азиатского рынка, могут воспроизводить и Video CD. Для воспроизведения Audio CD в приставке имеется встроенное ПО, доступное из главного меню.

Конечно старт продаж не обошелся без некоторых проблем. Первые ревизии Sony PlayStation были подвержены перегревам, из-за проблем с расположением вентиляционных отверстий. Неправильно размещенные консоли, например, поставленные на ковер, могли перегреться на столько, что пластмассовые подвижные части лазерного блока деформировались и консоль переставала читать диски. Впрочем, из такой ситуации можно было легко выйти, поставив PlayStation «вверх ногами», но такая эксплуатация консоли была мягко говоря не удобной.

Модельный Ряд.

За период своего существования PlayStation имела несколько ревизий. Первые модели, выпущенные в Японии, маркировались кодом SCPH-100X. От последующих моделей эта ревизия отличалась самым большим количеством различных разъёмов. В Японии у первых консолей был S-video порт, которого не было на американских и европейских консолях SCPH-100X. Впрочем, и в японских консолях этот порт был убран к следующей ревизии – SCPH300X.

Затем последовал выпуском ревизии SCPH-500X. Внешне модель осталась той же, вот только лишилась разъемов RCA и RFU, также внутри был смещен CD-привод и упростилась разводка встроенного блока питания. Следующей версией приставки стали модели SCPH-700X, сделанные в первую очередь для удешевления производства консоли, так же именно с этой ревизией начали поставляться контроллеры Dual Shock. Ну и наконец последними серийными моделями стали SCPH-900X. К этому моменту приставка вновь подверглась некоторому удешевлению, а также лишилась параллельного порта.

Кроме стандартных серийных версий PlayStation обладала и несколькими специальными. Например, версия PlayStation Net Yaroze была интересна, в первую очередь тем, что вместе с ней поставлялось программное обеспечение для разработки собственных видеоигр. А счастливые обладатели обеспечивались полной поддержкой Sony. На специализированном сайте, созданном для владельцев Net Yaroze можно было завести собственный профиль, и общаться с другими обладателями этой консоли, ну и конечно тут можно было задать вопрос в техподдержку Sony. Эта версия приставки была основана на ревизии SCPH-1002, но имела другой материал корпуса, а сам корпус был черного цвета. В приставке не было региональной защиты, но защита от пиратских копий стояла. В магазинах розничной торговли эта консоль никогда не продавалась. Заказать её можно было только через сайт, по горячей линии Sony или по почте. Помимо Net Yaroze, существовало еще несколько версий PlayStation, позиционируемых как наборы для разработчиков. Внутренне они ничем не отличались от первых моделей PS, но имели корпуса других цветов. DTL-H100X и DTL-H110X были синими, а DTL-H120X зелеными. А самое примечательное, что на всех этих консолях отсутствовала региональная защита.

Но самой интересной из них была, несомненно, PlayStation 10 Million Model. Эту консоль выпустили небольшим лимитированным тиражом в 100 экземпляров (на самом деле консолей было куда больше, так как выпускались они по 100 штук в каждый регион) и никогда не продавали в рознице. Единственным шансом заполучить такую версию была победа в лотерее, организованной Sony (ну или выкупить желанную консоль по чрезмерно завышенной цене у одного из обладателей). Базой для новой консоли стала ревизия SCPH-700X, вот только цвет лимитированного издания был темно синим. Вместе с консолью в тираж ушла тысяча юбилейных Dual Shock’ов и десять тысяч юбилейных карт памяти.

Последней версией первой PS стала модель 2000-го года – PS One. В этот раз модель подверглась тотальному рестайлингу. Консоль стала гораздо меньше и тоньше, в основном за счет выноса блока питания наружу. Формы PS One стали более округлыми, был переработан программный интерфейс приставки. Также, как и в ревизии SCPH-900X в обновленной консоли отсутствовал параллельный порт. Зато появилась возможность навесить на приставку небольшой LCD-экран и подключить приставку к автомобильному прикуривателю, через специальный адаптер. Еще одной особенностью PS One стала возможность подключить к ней мобильный телефон фирмы Sony, для доступа к мобильному интернету, благодаря системе i-mode. При этом с помощью программного обеспечения, идущего в комплекте, вы получали доступ к простенькому браузеру, могли редактировать контакты в своем мобильном, а также получали доступ к почтовому клиенту. Естественно были попытки использовать систему i-mode и в игровых целях, но далеко они не пошли, такую технологию поддерживали всего несколько игр. Но такой трюк можно было провернуть только в Японии.

Стандартные контроллеры.

Если взглянуть на первый геймпад Sony выпущенный в 1994-м году, вместе с первыми версиями своих консолей, то и не вооруженным взглядом видно, что дизайнеры черпали вдохновение у своих конкурентов из Nintendo. Взяв за основу своего геймпада контролер от SNES. У обоих контроллеров округлые бока и примерно одинаковое расположение кнопок действия. К Nintendo'вской основе геймпада добавили ручки, что сделало контроллер более удобным и ухватистым. D-pad инженеры Sony использовать отказались, заменив его четырьмя отдельными кнопками. Добавились две плечевые кнопки под средние пальцы. На кнопках действия расположились не привычные буквы, а геометрические символы, каждый из которых имел определенный смысл. Круг и крест символизируют ответы «Да» и «Нет». Треугольник, как бы показывает направление, куда смотрит игрок. А квадрат обозначает документ или меню. Региональных различий у геймпада почти не было, вот только японские были примерно на 10% меньше, чем контроллеры в остальном мире.

В ноябре 1996-го года, общественности была представлена новая версия геймпада от Sony. Dual Analog Controller обладал большими размерами, имел два аналоговых стика и был снабжен функцией вибрации. В дальнейшем, на его базе, Sony создали свой легендарный контроллер Dual Shock. Отличия нового геймпада от Dual Analog Controller’a были минимальны. Уменьшился размер геймпадов. Слегка изменилась форма клавиш L2 и R2. Аналоговые стики получили резиновое покрытие и стали выгнутыми, а не вогнутыми. А еще геймпады лишились режима Flightstick.

Аксессуары.

Как и многие другие консоли 90-х, Sony PlayStation имела целый ворох аксессуаров, лицензированных и не очень. Естественно, у приставки было и огромное множество, самых разнообразных, контроллеров. И описывать их все довольно бессмысленно.

ZXE-D: Legend of Plasmalite.

Это не совсем аксессуар, а игра с довольно интересной особенностью. Видите ли, в комплекте с игрой шел чемоданчик, в котором находились детали для сборки пластиковых роботов. Эти роботы и были контроллерами. Собрав свою модель, вы могли подключить его к консоли и запустив игру наблюдали на экране точно такую же модель, как и та, что была в руках. Двигая руками и ногами игрушки, вы управляли движениями модели на экране.

The PlayStation Mouse.

Совершенно стандартная для тех лет мышь. Подключалась непосредственно к порту для контроллеров, и обладала двумя кнопками. Совместимость у мыши была примерно с семью десятками игр. Шла в комплекте с ковриком.

The PlayStation Analog Joystick.

Первый геймпад от Sony с аналоговым управлением. Контроллер представлял собой устройство довольно внушительных размеров. Все активные кнопки располагались в центре устройства. А по краям находились два аналоговых джойстика. Analog Joystick был весь точным и удобным контроллером, вот только стоил очень дорого.

Resident Evil Pad.

Уникальный в своем роде контроллер, заточенный под определенную игровую серию. Конечно с ним вы сможете управлять и другими играми, но из-за специфично расположенных кнопок, такая игра определенно доставит трудности.

Guncon.

Световой пистолет для PlayStation. В Японии эти контроллеры были выпущены в черном цвете, а для Европы и Северной Америки в сером.

Glove.

Несомненно, это был ответ Nintendo с их Power Glow для NES. Дорогой и достаточно сложный в освоении аксессуар, работал абсолютно со всеми играми для PlayStation, благодаря очень гибкой системе настройки.

Beatmania Controller.

Еще один довольно интересный контроллер, дававший вам возможность почувствовать себя ди-джеем. Контроллер шел в комплекте с игрой Beatmania.

Dance Mat Controller.

Танцевальный коврик для первой PlayStation. Продавался в комплекте с игрой The Jungle Book Groove Party. Коврик был совместим не только с первой консолью от Sony, но и подходил к Sony PlayStation 2.

PlayStation Link Cable.

Этот кабель служил для связи двух приставок между собой. Делалось это при совместной игре, если вас по каким-то причинам не устраивал Split-screen. Впрочем, для такой игры вам требовалось две приставки, два телевизора и две копии игры.

Sony Glasstron.

Имелся у первой PlayStation и свой VR-шлем. А точнее, целое семейство шлемов Glasstron, состоящее из пяти моделей. Выпускались они на протяжении 2 лет, и в 1998-м году были сняти с продажи и исключены из поддержки.

Multi Tap.

Еще один довольно стандартный аксессуар для консолей тех лет. Multi Tap – это адаптер позволяющий подключать к консоли дополнительные геймпады. Заимев два таких устройства, вы могли воткнуть в приставку до 8-ми контроллеров. Или столько же карт памяти, если одной вам было мало.

Game Booster.

Специальный адаптер, подключаемый к консоли через параллельный порт, и позволяющая запускать игры от Game Boy на PlayStation.

PS Movie Card.

Определенные модели PlayStation (например, SCPH-5903) могли воспроизводить видео с Video-CD дисков, безо всяких дополнительных модулей. Если же вы ваша ревизия консоли не позволяла вам этого делать, то на выручку приходила PS Movie Card. Устройство подключалось к параллельному порту и аудио-видео выходу, после чего вы смело могли смотреть на своей консоли фильмы.

PSXamp.

Еще один адаптер, расширяющий возможности вашей приставки. С его помощью вы могли слушать музыку в формате mp-3. Подключался PSXamp через параллельный порт и аудио-видео выход. Имел разъем для наушников. Сам функционал этого аксессуара был весьма широк. В комплекте шел диск с программным обеспечением, который требовалось вставить в консоль перед прослушиванием mp3 дисков. После этого вы могли слушать музыку, составлять плей-листы и записывать их на карту памяти, а также загружать для плеера скины, от Winamp. Еще одной совершенно внезапной функцией этого адаптера была возможность взлома игр.

Game Hunter.

Разновидность аксессуаров для взлома игр PlayStation, аналогичные устройствам Action Replay/Xplorer/Game Shark на более ранних приставках. Помимо взлома самих игр, с помощью этих адаптеров можно было обходить региональную и лицензионную защиты.

Dex Drive.

Нелицензированное устройство для считывания информации с карт памяти PlayStation. С его помощью вы могли доставать из карт памяти файлы сохранений и хранить их на вашем пк, а затем записывать назад, по мере надобности.

DIY Movie Card.

Комплект для установки параллельного порта в консоли ревизии SCPH-900x, где данный порт уже отсутствовал. Установив такой адаптер, вы могли наслаждаться всеми радостями наличия параллельного порта в консоли, вот только для его установки необходимы навыки пайки.

Memory Card.

Несомненно, это самый важный аксессуар для любой консоли PlayStation. Благодаря им вы могли сохранять свой прогресс в играх, так как в самой консоли такая возможность не была предусмотрена.

PocketStation.

Это несомненно одно из самых интересных устройств для Sony PlayStation. По своей сути это устройство было карманной мини-приставкой. Отдельных игр для нее конечно было не очень много, но зато поддержку PocketStation имели более сотни игр для PS. В основном они дополняли функционал основной игры. Одной из таких игр была Final Fantasy VIII, в ней вы могли получить персонажа Боко, которого можно было перенести на PocketStation, подключив её к основной консоли. После этого на мини-приставке можно было начинать играть в Chocobo World. В ходе игры вы могли найти множество предметов недоступных в самой игре, которые можно было перенести в свою Final Fantasy VIII.

Игры.

По официальным данным самой Sony для первой PlayStation было выпущено почти 8000 игр. Было у консоли не мало эксклюзивных проектов, которые вы не найдете на других платформах, если конечно не брать в расчет эмуляцию. Сами понимаете среди такого количества игр, каждый мог найти себе что-то по душе. Вместе с PlayStation в Европу и Америку попало и множество японских проектов с анимешной стилистикой. Ранее ни Sega, ни Nintendo не решались выпускать подобные игры за пределами Японии.

Только на консолях PlayStation выходили игры серии Ace Combat, вплоть до 2011 года. Первой приставке Sony досталось две части Ace Combat 2 и Ace Combat 3: Electrosphere. Еще одним эксклюзивом Sony была серия игр про боевых роботов-мехов - Armored Core. Тут эксклюзивность держалась чуть меньше, всего до 2005-го.

На PlayStation по-настоящему расцвел жанр Survival Horror. Ведь именно на этой консоли появились игры серий: Resident Evil, Echo Night, Overblood, Silent Hill. И продолжилась история Clock Tower.

Среди платформеров, можно смело выделить две потрясающие серии Crash Bandicoot и Spyro, переживающие сейчас второе рождение благодаря ремейкам, на более современные платформы.

Имелись на PlayStation и отличные представители жанра Stealth-Action – серии Tenchu, Metal Gear Solid и Syphon Filter.

Появились потрясающе мрачные ролевые игры King’s Field и Shadow Tower, ставшие предтечами для великой и ужасной серии Soul’s игр, а заодно для целого жанра Souls RPG.

Не было недостатка и в других самых разных жанрах. Среди Файтингов можно смело выделить: Tekken, Souls Blade, Darkstalkers. Первой приставке от Sony достались эксклюзивные игры серии Contra и Castlevania пускай и не самая удачная. Еще одним интересным эксклюзивом PS стала игра Uprising X – продолжение очень интересной, но малопопулярной серии Uprising. Если вы не знали, то и серия Medal of Honor начала свой путь с эксклюзива к PS. И еще целая куча игр даже названия которых очень проблематично втиснуть и в отдельную статью.

Пиратство.

Пиратство на первой PS было весьма распространенным явлением. На первых версиях консолей, до выхода SCPH-500X, прекрасно работал Swap Trick. Как и на Sega Saturn, этот метод подразумевал собой замену лицензионного диска на пиратский. С выходом ревизии SCPH-500Х и более поздних, менять диски приходилось дважды.

Если морока с постоянной подменой диска была вам чужда, вы могли просто модифицировать свою приставку, припаяв к её материнской плате специальный мод-чип. Установка такого чипа снимала с приставки региональное ограничение и антипиратскую защиту, позволяя запускать на вашей PS любые диски. А вот делать CD-диски (как это было с картриджами, для более ранних приставок), было довольно сложным и совершенно неблагодарным делом. Хоть и возможным.

Конечно были и пиратские консоли, использующие узнаваемую внешность Sony PlayStation, вот только по функционалу это были обычные 8-ми битные приставки. На ближнем востоке в ходу были приставки Super Megason IV, внешне очень напоминающие консоли PS One. А китайцы вообще соорудили целую серию своих приставок PolyStation, копирующих всю линейку игровых консолей Sony.

Приставка в России.

К нам в страну Sony PlayStation попала в конце 90-х и постепенно стала объектом заветных желаний всей детворы в стране. Первое упоминание о приставке можно найти в 14-м выпуске журнала «Видео-Асс Денди» от 28 ноября 1994, это были два небольших информационных блока, посвященные выходу приставки. В октябре 1995-го в уже переименованном журнале «Великий Дракон», в 20 выпуске имеется еще один информационный блок, о том, что в России старт продаж PlayStation начнется осенью 1995-го года.

В октябре консоль можно было приобрести в магазинах Dendy, Bitman, Бука и Gameland. Но старт продаж у мало разрекламированной приставки был мягко говоря слабым. Приставка была довольно дорогой, как и диски для неё и далеко не каждая семья могла позволить себе эту революционную игровую консоль. Те же Dendy и Sega Mega Drive продавались гораздо лучше.

Изменилось все два года спустя, когда PlayStation, наконец, взломали. Совсем через небольшой промежуток времени, российские рынки и небольшие магазинчики заполонили миллионы пиратских дисков. Понятное дело, что на не взломанных консолях поиграть в эти копии игры было весьма проблематично, поэтому многие торговые точки предлагали и услуги по «чиповке» консолей. А чуть позже нечипованные приставки PlayStation и почти полностью пропали с прилавков.

Пиратство в России, сопровождалось не только незаконным копированием игр, но и их модификацией. Именно для PS вы могли найти первые русифицированные игры. Чаще всего такой подпольный перевод оставлял желать лучшего. Но диски с пометкой «на русском языке» просто магическим образом притягивали покупателей. Кроме этого повышенным спросом пользовались игровые сборники. Несколько игр на обычный CD-диск помещались благодаря тому, что у игры вырезали все видеоролики, а иногда и звуки.

Пока пираты во всю штамповали контрафакт, компании, занимавшиеся изданием игр легально, тоже не сидели без дела. Вначале у дисков начали появляться полноценные описания на русском языке. Затем дошла очередь до подробных руководств. Ну и под конец жизни первой PlayStation появились первые локализации, полностью переведенные на русский язык. Таких игр успело выйти всего 4: C-12 Final Resistance, Formula One 2001, MediEvil 2 и Return Fire.

Приставка в масс-медиа.

В продвижении своей продукции Sony использовала совершенно другую политику, в отличии от многих других компаний, занимающихся производством игровых приставок. В своей рекламе Sony никогда не позволяла каких-либо критических заявлений в сторону конкурентов. Собственно, не было в рекламе и упоминаний о превосходстве PS над другими консолями.

Тем не менее оригинальный подход у Sony все же был – экспрессивность. По первому рекламному ролику Sony PlayStation в Японии, вообще было сложно понять, что вам пытаются продать. В западной рекламе, фирменная «безуминка» Sony тоже осталась. И частенько, происходящее в рекламных роликах сложно было связать с видеоиграми, но реклама определенно западала в сознание.

Закат популярности.

Первая PlayStation обладала немыслимой популярностью, до самого последнего дня своего производства () да и после тоже. Огромные продажи консоли приносили создателям немыслимые прибыли, а побить рекорд продаж, поставленный первой консолью от Sony, смогла только их вторая приставка – Sony PlayStation 2. Но особенно эта приставка полюбилась в России. Как и в истории с Dendy, а также с Sega Mega Drive, большую популярность Sony PlayStation в нашей стране обрела благодаря повальному пиратству и доступности пиратских дисков. В отличие Даже после начал продаж PS2, первая PS пользовалась высоким спросом до 2004-го года.

Приставки сейчас.

Как и многие другие ретро-приставки, первая PlayStation сейчас поживает вполне активной жизнью. В интернете можно легко найти эмулятор это легендарной консоли, и поиграть почти в любую игру, выходившую для неё. Сами же Sony, тоже не забывают свою первую игровую консоль. В 2018-м году вышла версия приставки PlayStation Classic, копирующая консоль образца 1994-го года, так что не ждите в комплекте с ней Dual Shock’ов. Впрочем, релиз получился не таким успешным как вышло у тех же Nintendo с их консолями NES Classic Edition и SNES Classic Edition. Самым забавным в ситуации с PS Classic является то, что приставка работает как эмулятор PCSX, который Sony, в своё время, активно пыталась прикрыть. В дополнении к этому и список из 20 игр, встроенных в приставку, оказался весьма спорным. Многие, действительно хитовые, проекты не попали в консоль вовсе. А их место заняли логические пазлы, словно сделанные для смартфонов, Twisted Metal и Destruction Derby, хотя хватило бы одной из них, симулятор сноуборда, и странный тетрис.

Без всяких сомнений, первую PlayStation можно назвать одной из самых влиятельных консолей в истории игровой индустрии об этом говорят, как и продажи в 102 мл. копий, так и всеобщая любовь игроков со всего мира.

Автор: Folstaad для сайта GameSpirit.ORG.

Ключевые слова: Sony, Sony PlayStation, PlayStation, игровая консоль, игровая приставка, 5-е поколение консолей, 5-е поколение приставок, видеоигры,