GameSpirit.org

История приставок Super Famicom/Super Nintendo Entertainment System

Название:
Super Famicom/Super Nintendo Entertainment System.
Разработчик:
Nintendo
Издатель:
Nintendo
Релиз:
21.11.1990

История приставки. Официальные версии. Другие значимые консоли 4-го поколения.

Пока Sega, со своей 16-ти битной Mega Drive, потихоньку подминала под себя консольный рынок в Японии, Америке и Европе, в Nintendo поняли, что 8-ми битная NES/Famicom перестает вывозить на себе компанию. Поэтому руководствоNintendo внезапно задумалось над выпуском новой консоли.
Итогом двухлетней разработки стала 16-ти битная консоль Super Nintendo Entertainment System, вышедшая 21-го ноября 1990-го года. Как и предшественница, на старте продаж SNES имела другое название – Super Famicom. Ах, эти славные времена, когда все новое было супер…
Перед выходом, новая приставка от Nintendo имела колоссальный кредит доверия, после успешной NES. В Японии вера в Nintendo была велика настолько, что первую партию в триста тысяч копий раскупили в первые же часы. Неудивительно, что после такого бодрого старта, продажи приставок Sega Mega Drive начали падать, а Nintendo вновь заняла нишу «приставочного гиганта» страны Восходящего Солнца.
К лету 1991 года SNES добралась и до Соединенных Штатов. Как и в случае с первой консолью, 16-битную приставку выпустили под новым (но более знакомым, для америки) именем, игрокам была представлена Super Nintendo Entertainment System. В 1992 году SNES добралась до Европы, в 1993 попала на территорию Бразилии. А в 1994 году случилось небывалое событие – Nintendo начала продажи на территории Российской Федерации. И кто бы мог подумать, что распространением Super Nintendo займется компании Steepler, так активно пиратившая приставки Nintendo из предыдущего
занималась продажей пиратских версий консолей Famicom
поколения
.

Характеристики и особенности.

С технической стороны, Super Famicom/SNES оказалась довольно нестандартной приставкой, что на первых порах стало настоящей проблемой для разработчиков игр. В основном, дело было в довольно слабом центральном процессоре Ricoh 5A22, который был создан специально под нужды новой приставки. Малая мощность процессора была обусловлена тем, что любой высокопроизводительный процессор все равно устареет. Тем не менее, приставку нельзя было назвать слабой, дополнительные ресурсы новый Famicom получал от картриджей со специальными чипами. Впрочем, подобные технологии были не чужды и другим игровым консолям. И к примеру, активно использовались и в NES, и в SMD.
Несмотря на слабый центральный процессор, SNES могла похвастаться мощной графикой и внушительным звуком. У приставки Nintendo было в два раза больше оперативной памяти. Отличная картинка достигалась использованием блока обработки графики, состоявшим из двух независимых интегральных микросхем. Как и на SMD, видеопроцессор располагал 64КБ памяти, но выдавал больше цветов, в разы
почти 33 тысячи, против 64 цветов Sega
больше
, если быть точным. Также, SNES выигрывала по количеству спрайтов, одновременно выводимых на
хотя данное преимущество весьма спорно, так как SMD использовала свои 80 спрайтов куда разумнее, не выводя лишние за границы экрана, используя привязки к координатам
экран
. Еще одним положительным отличием SNES стало большее разрешение картинки. У консоли Nintendo оно доходило до 512х478 против 320х240 у SMD. Подведя небольшой итог по графике, можно сказать, что картинка в SNES была качественнее, но слабый центральный процессор не позволял делать динамичные и ураганные игры уровня Sega Mega Drive. Именно поэтому, на приставке Nintendo вы сможете найти гораздо больше размеренных и красивых приключений, чем игр с бешеной динамикой.
За звук новой приставкиNintendo отвечали процессоры фирмы Sony: SPC700 и DSP. Как и в случае с графикой, звук SNES технически уделывает Mega Drive, но 16-ти битная приставка от Sega умудряется настолько эффективно использовать более скромные ресурсы, что в некоторых случаях смело обходит более
В качестве эксперимента можете сравнить звучание игры Rock n’ Roll Racing на двух приставках. Хотя сейчас достать оригиналы приставок будет сложновато
продвинутую
Super Nintendo.

Стандартные Контроллеры.

Контролеры, идущие в комплекте с приставкой, своим внешним видом напоминают поздние контроллеры для NES. Только в этот раз, не очень удобный квадратный корпус, решили скруглить. Слева располагался
крестовина
D-pad
, справа были четыре кнопки для действий, в центре располагались кнопки «Start» и «Select». Слева и справа, в верхней части геймпада, располагались две кнопки «L» и «R», именуемые «шифтами». Но использовались они далеко не во всех играх. Были и региональные различия геймпадов, но выражались они только в цветовой гамме.

Аксессуары.

Как было принято в то время, для SNES вышло немало дополнительных аксессуаров. Многие из которых, были довольно забавны; некоторые оказались весьма полезны, но были и очень странные экземпляры. Немалая часть аксессуаров, подходящих для SNES, были универсальны и в разных вариациях подходили и для Sega Mega Drive, и для NES, и для домашних ПК. Среди таких устройств были: Очки виртуальной реальности StuntMaster; модем X-band Modem; контроллеры Power Glove, BatterUP и TeeV Golf; Световые пистолеты Justifier, и даже полноразмерная винтовка M16M.A.C.S. M16 – Lightgun; синтезатор Miracle Piano Teaching System. Об этих и многих других аксессуарах для NES/Sega Mega Drive, вы можете прочитать в предыдущих статьях.

Nintendo Power.

Специальный картридж с флеш-памятью. На такой картридж можно было записать до семи игр; естественно, по цене меньшей, чем сами игровые картриджи. Делалось это в специальных автоматах, напоминавших Nintendo Disk Writer для NES.

Nuoptix 3D Glasses.

Эти 3D очки - еще одна попытка покорения трехмерного пространства. Сделаны они были всего для одной игры Jim Power: The Lost Dimension in 3-D. Несмотря на многообещающее название и наличие очков в комплекте, игра полностью выполнена в 2D. Видимость трёхмерности достигается эффектом
Психофизический эффект восприятия, возникающий при искусственной или естественной задержке зрительного сигнала одного из глаз. Движущийся вбок объект в поле зрения интерпретируется как находящийся, в зависимости от направления и скорости движения, ближе или дальше от реального положения
Пульриха
создаваемого очками, а также множеством слоев фона и прокрутки параллакса.

Power Plug.

Адаптер, который включался в цепь между геймпадом и консолью. С его помощью можно настроить возможность автоматической атаки на нужную кнопку, а также запрограммировать их на другие полезные действия. Штука была довольно удобной, особенно для файтингов. Ведь с ней было возможно проводить приемы нажатием одной кнопки.

Satellaview.

Модем для Super Nintendo, вот только не обычный, а спутниковый. И в этом заключалась еще одна загвоздка, для того чтобы модем работал, было просто необходимо наличие спутниковой антенны, которая не входила в комплект. И словно этого было мало, еще был нужен BS-адаптер, который тоже подключался отдельно. Стоило оборудование немало. При пересчете на текущий курс, сама приставка стоила около 22 тысяч рублей, модем обходился еще в 12 тысяч и
но был еще вариант взять адаптер в аренду на полгода, за 4600 рублей
BS-адаптер
еще в 28 тысяч.
За бешеные деньги вы получали картридж с игрой BS-X : The Story of The Town Whose Name Was Stolen. Хотя игрой это сложно было назвать. Больше всего это напоминало навороченное меню, через которые вы управляли модемом. Здесь можно было скачивать и читать журналы, а также игры. Запись производилась на флеш-картридж, идущий в комплект с модемом. Для некоторых игр можно было скачать самые настоящие DLC. И это в 1995 году!
Кроме этого, Satellaview стала первым девайсом, благодаря которому появились эпизодические игры. Сделано это было спустя год, после выхода модема в 1996-м году. Первой игрой стала BS Zelda no Densetsu. Это был 16-ти битный ремейк самой первой «Зельды». Но их эпизодичность была далеко не самым уникальным свойством. Для работы этим играм требовались данные
Это были определенные звуковые файлы для игр
SoundLink
, которые транслировались в спутниковую сеть в определенные часы. Отвечая на ваш немой вопрос простым языком: Да, в Японии не только мультики были по расписанию, но и некоторые игры.

Sufami Turbo.

Еще один японский аксессуар. Это устройство нужно было для того, чтобы связывать между собой некоторые игры SNES. Работало это так: вы вставляли Sufami Turbo в приставку, затем в неё помещался картридж с игрой SD Gundam: Generations part 1. В соседний слот помещалась SD Gundam: Generations part 2 и в первой игре появлялась возможность использовать персонажей из второй части. Всего было выпущено 13 подобных игр. Но связать можно было только 9 и не как угодно, а только в определенных комбинациях.

Super 8/Tri-Star/Tristar.

Неофициальное устройство для приставок Super NES, позволяющее запускать на приставке игры от NES. Этот адаптер имел три слота под картриджи: один для NES, один для Famicom и один для картриджей самой SNES. Последний был добавлен для удобства, чтобы вам не приходилось постоянно отключать адаптер, для использования приставки с оригинальными картриджами.

Super Game Boy.

Еще один адаптер, расширяющий возможности консоли. Super Game Boy, как не сложно догадаться по названию, позволял запускать на вашей SNES картриджи для портативных приставок Game Boy.

Exertainment Moutain Bike Rally & Speed Racer и Nordic Quest.

Специально для SNES были разработаны несколько не совсем даже контроллеров, а скорее неких игровых систем на спортивную тематику (Exertainment Mountain Bike Rally & Speed Racer и Nordic Quest). Первое устройство – Exertainment Mountain Bike Rally, было сделано для занятий на
Контроллеры можно было подцепить практически к любой модели, но была разработана и специальная версия со встроенным монитором и контроллерами
велотренажерах
, а второе – Nordic Quest, для модели лыжного тренажера Nordic Track Achiever Dual Action Ski Exercise Machine.

Lasabirdie - Golf Club.

Еще одна вариация контролера для игры в гольф: Lasabirdie - Get in the Hole.

Super Scope.

Световыми пистолетами никого было уже не удивить, Nintendo решили сделать настоящую световую базуку. Принцип работы базуки был немного другим, для её корректной работы, во второй порт приставки нужно было подключать приемник.

Nintendo PlayStation.

Несомненно, история этого отменного аксессуара крайне интересна. Так как почти все современные игровые системы четвертого поколения начинали переходить на новый формат информационных носителей, Nintendo тоже задумалась о девайсе для SNES, который позволял бы обрабатывать CD-диски.
Контракт на разработку устройства отдали компании Sony. Сделано это было после вполне плодотворного сотрудничества над звуковой составляющей системы SNES. Первая версия PlayStation представляла собой отдельное устройство, которое устанавливалось под консоль. Эта концепция почему-то не прижилась и Sony переработала её более чем полностью. В 1991 году общественности была представлена полноценную консоль PlayStation, которая могла воспроизводить игры и с картриджей, и с
Хотя ни одной игры на дисках так и не вышло
СD-дисков
. А через день после анонса, Nintendo вдруг объявило о партнерстве с Philips, полностью свернув разработку PlayStation, чем они несказанно удивили всех, включая Sony.

Распространенные проблемы.

В целом, Super NES была довольно качественной и надежной приставкой, что относилось только к лицензионным версиям консоли. Единственной более-менее общеизвестной проблемой стал пластик, использованный в ранних версиях консоли. Со временем приставки изменяли свой цвет с серого на желтоватый, иногда целиком, иногда по частям.

Картриджи.

Как и сами приставки, картриджи для SNES и Super Famicom отличаются между собой. Американские были немного
135x85x20мм
больше
и выполнены в более строгом и прямолинейном стиле. Японские уступали в
128x86x19мм
размерах
и имели более сглаженные формы.
В отличии от картриджей для приставок прошлого поколения, картриджи для SNES и Super Famicom не отличались конструкцией плат кардинально. Однако, от игры к игре платы видоизменялись, некоторые содержали отдельные блоки памяти, аккумуляторы для сохранения данных, дополнительные процессоры и специальные чипы, расширяющие технические возможности приставок.

Игры.

Как уже упоминалось выше, игры SNES – это, в большинстве своем, объемные и интересные приключения. Раньше, как и сейчас в 2018, центральным персонажем Nintendo был (и вероятно будет) Марио. Про неунывающего усатого водопроводчика было выпущено более 10
Super Mario World 1 & 2, Super Mario All-Stars, Super Mario RPG, Mario & Wario и многие другие
игр
.
Кроме игр из серии о Марио, на SNES были другие отличные платформеры: Super Metroid, Demon’s Crest, The Lost Vikings II, Nosferatu, Metal Warriors, Super Star Wars: The Empire Strikes Back,X-Men: Mutant Apocalypse, Super Castlevania IV и Castlevania - Dracula X.
Не менее популярны были ролевые игры. Особенно любимы были фанатами серии
четвертая, пятая и шестая части
Final Fantasy
и
The Legend of Zelda: A Link to the Past, и две уникальные в своем роде: BS Zelda no Densetsu и BS Zelda no Densetsu: Inishie no Sekiban
Legend of Zelda
. Chrono Trigger, Breath of Fire, Earthbound, Star Ocean.
Также, SNES могла похвастаться отличной линейкой Beat’em up’ов: Ninja Warriors, Iron Commando, Spawn, Rushing Beat Shura, Battletoads in Battlemaniacs, Shin Nekketsu Kouha - Kunio-tachi no Banka.
Неплохие были и файтинги: Killer Instinct 1 & 2, Hokuto no Ken 6 & 7, Osu!! Karate Bu, Mighty Morphin Power Rangers: The Fighting Edition, Ultimate Fighter, Battle Blaze.
Гонки: Speed Racer in My Most Dangerous Adventures, Power Rangers Zeo - Battle Racers,
предшественница Rock n' Roll Racing
RPM Racing
, Biker Mice from Mars.
Несмотря на наличие хороших стратегий в этом игровом сегменте, Sega осталась безоговорочным лидером, но Nintendo отстали ненамного: Nobunaga's Ambition: Lord of Darkness, War 2410, Metal Marines.
Отдельно хотелось бы отметить игру, по истине невероятную для того времени, игру Clock Tower. Это был полноценный, хоть и двухмерный, сурвайвл-хоррор, первый в будущей и знаменитой серии ужастиков. Игровой процесс игры был достаточно прост, в духе point and click квестов, вам нужно было решать небольшие головоломки, которые периодически разбавлялись сценами погони.

Пиратские клоны.

После успешного опыта в распространении консолей NES, Nintendo значительно расширила охват продаж своих лицензионных консолей по всему миру. «Пираты» в это время начинали переживать не лучшие времена. А все из-за успешной защиты консолей и картриджей SNES. Пиратские игры стали дорожать и практически сравнялись с лицензионными по ценам. Сами приставки тоже копировались не очень охотно, найти на магазинных полках пиратские консоли было сложнее, чем настоящие SNES.

Super Nintendo Entertainment System в России.

Как уже упоминалось в начале статьи, SNES добралась и до России. Случилось это в 1994 году, и по довольно ироничному стечению обстоятельств, не без участия прямого конкурента
Sega Mega Drive
Nintendo
. Дело собственно было вот в чем. Русская компания Steepler, занимавшаяся распространение приставок Dendy, с момента начала торговли пиратскими приставками, неоднократно пыталась выйти на контакт с Nintendo, чтобы начать торговать по лицензии. Но всегда получала отказ от японцев, не заинтересованных в российском рынке.
Это продолжалось до того момента, как Sega начала продажи своих консолей Sega Mega Drive. В ходе переговоров Японцы даже закрыли глаза на то, что прилавки наших магазинов были завалены контрафактными приставками Dendy, лишь бы наши отказались продавать Sega Mega Drive. Впрочем, даже это не принесло успеха консолям 4-го поколения от Nintendo. SMD продолжала отлично продаваться, а SNES, в виду своей дороговизны, была хоть и желанным, но не очень полезным девайсом. Довольно частой была история о том, что на весь провинциальный городок «Н» имелась одна единственная SNES. Как правило с парой-тройкой картриджей, а у её «счастливого» обладателя не было возможности обменяться ими с кем-либо, ведь других владельцев SNES в округе не было.

Журналы и телепередачи России.

О новинках, выходящих на приставках Super Nintendo Entertainment System, геймеры того времени узнавали из тех же передач и журналов, что были посвящены приставкам NES и Sega Mega Drive. В программе «Dendy – новая реальность», эфирное время, посвященное SMD, полностью было отдано под игры для
из-за того же соглашения с Nintendo
SNES
. Впрочем, скоро Mega Drive вновь вернулась в эфир.
В печатном сегменте СМИ о 16-ти битных приставках Nintendo писал журнал «Видео-АСС Dendy». Начиная с
ноябрь 1994 года
13-го номера
, рубрика, посвященная 16-ти битам, была поделена между приставками Sega и Nintendo. Также, как и SMD у SNES был свой журнал, посвященный прохождениям и секретам игр – «Энциклопедия видеоигр. Крутой Мир №3 - Super Nintendo». Кроме всего этого, в магазинах стали продаваться игры для SNES с переведенной на русский язык документацией.

Закат популярности.

К 1994 году круг замкнулся в очередной раз. Эпоха четвёртого поколения подошла к концу и на игровой рынок вышли игроки нового уровня – консоли
Sega Saturn и Sony PlayStation
пятого поколения
. Несмотря на эти обстоятельства, SNES умудрялась не сдавать позиции даже в таком положении. Спасибо за это стоит сказать игре Donkey Kong Country с двухмерной графикой, очень умело маскирующейся под трехмерную.
Но, к сожалению, жизненный цикл консоли неуклонно продолжал двигаться к концу. Продажи приставок падали, в 1997 году Nintendo решается на выпуск
Причем, по цене меньшей чуть ли не в два раза
обновленных версий
своей консоли – SNES jr. и Super Famicom jr.. Еще два года спустя, Nintendo свернули производство в Америке, а в 2003 в Японии.

Эмуляторы.

Как и другие популярные консоли, SNES навсегда осталась не только в сердцах фанатов, но и оказалась на других различных
ПК, смартфоны под ОС Android и IOS, различные портативные консоли
устройствах
в качестве эмуляторов.
Кроме чуда эмуляции, не устают радовать своих фанатов и сами Nintendo. После успеха обновленных приставок Nintendo Classic Mini: Nintendo Entertainment System, выход Nintendo Classic Mini: Super Nintendo Entertainment System оказался не за горами. Обновленная консоль вышла в сентябре 2017, порадовала парой геймпадов в комплекте и игрой, так и не вышедшей на оригинальной консоли SNESStar Fox 2.

Итог.

Super Nintendo Entertainment System, несомненно, стала одной из самых успешных и влиятельных консолей в истории человечества. По всему миру было продано более 49 миллионов копий, не считая пиратских подделок.
Автор: Folstaad для сайта GameSpirit.org
Ключевые слова: Nintendo, NES, SNES, Super NES, Famicom, Super Famicom, Super Nintendo Entertainment System, Нинтендо, Супер Нинтендо, 16 бит, Sony, Playstation, Nintendo PlayStation, Satellaview, аксессуары для SNES, аксессуары для Super NIntendo

О нас

Контакты