История серии Contra.

Категории: pc , playstation 3 , platformer , iOS , android , wii u , playstation 2 , playstation 1 , xbox 360 , nintendo , nes , sega mega drive , mobile

Название: Серия Contra
Разработчик: Konami Corporation
Издатель: Konami Corporation
Дата выпуска: 20/02/1987
Жанр: platformer, shooter
Платформы: игровые консоли, pc, playstation 3, iOS, android, wii u, playstation 2, playstation 1, xbox 360, nintendo, nes, sega mega drive

Игровая серия Contra, наравне с Mario, Legend of Zelda, Metal Gear и Castlevania, является одной из старейших игровых серий, зародившихся в 80-е годы прошлого века на 8-ми битных приставках Nintendo. Как и все вышеперечисленные серии, Contra прошла долгий и тернистый путь. На данный момент в серии вышло восемнадцать официальных проектов. Среди них - 4 проекта выпущено для 8-ми и 16-ти битных приставок Nintendo, одна для Nintendo Wii и две для портативных приставок Nintendo. Четыре игры достались приставкам от Sony: две для PS, две для PS2, одна для PS3. Одна контра стала автоматом Pachinko и одна получила формат LCD-игры. И, наконец, три проекта серии досталось пользователям мобильных телефонов и смартфонов.

Contra. NES, Arcade, ПК.

История серии началась в 1987-м году с выходом первой игры Contra на аркадных автоматах компании Konami. Это был Side-scroller’ный Run and Gun платформер с превосходным качеством картинки и уникальными механиками геймплея. Сейчас сложно представить игры поджанра Run and Gun без возможности стрельбы в разных направлениях, но именно так и обстояли дела в индустрии до появления Contra. Именно она и подарила игрокам возможность стрелять в восьми направлениях.

Также, «Контра» была одной из первых игр, в которой использовался вид из-за спины героя. Сказать, что уровни с видом из-за спины, смотрелись просто потрясающе, значит ровным счетом не сказать ничего. А ведь помимо всего прочего, в Contra можно было играть не только одному, но и с напарником.

Геймплейно Contra была достаточно продвинутой по многим критериям. К тому, что описано выше можно смело добавить: отличный дизайн игровых уровней, разнообразных боссов и противников, не очень разнообразный, но интересный арсенал главных героев.

Год спустя Contra добралась до домашних консолей NES. Кто бы мог подумать, что перенос игры на менее мощное железо может сделать игру гораздо лучше. Игра знатно потеряла в детализации, но, благодаря улучшенной палитре и грамотной работе дизайнеров, хуже смотреться не стала.

Увеличилась и продолжительность прохождения, уровни стали длиннее, а последний, пятый уровень с автоматов, разделили на несколько уровней и немного дополнили. Японцам досталась самая полная версия игры. В региональной копии были: вступительный ролик, анимационные заставки и карта острова. Американскому региону досталась обрезанная версия, без вставок и роликов, а также сменилось место и время событий игры. Европейская версия также была адаптирована. Игра была переделана практически полностью, главные герои и противники стали роботами, Contra поменяли на Probotector, также изменили игровое меню. Ну и конечно, не было внутриигровых роликов и вставок, ведь за основу взяли урезанную американскую Contra.

Больше всего не повезло домашним “пекарням”. Полностью отсутствовал скроллинг на компьютерах Amstad CPC и MSX2. Еще хуже обстояли дела в DOS версии игры. Игровая палитра в 4 цвета и внешний вид игры буквально разрушали органы зрения и психику.

Super Contra. NES, Arcade, ПК.

Год спустя, после успеха Contra, Konami выпустили продолжение. Изменения были минимальны, просто всего было больше. Больше врагов, больше боссов, больше экшена, больше уровней.

Со второй игрой серии повторилась история, что и с оригинальной Contra. Самым качественной и полноценной сборкой оказалась версия для домашних приставок NES. Аркадные автоматы вновь отрисовывали картинку в грязно-серых тонах, а компьютерные версии были хуже всего. Аналогично обстояли дела и с цензурой в европейском регионе, вместо Super Contra игрокам была представлена Probotector II: Return of The Evil Forces.

C. LCD Game.

Год спустя, на прилавки игровых магазинов Японии поступили первые портативные приставки с игрой C. Внешне консоль напоминала нечто среднее между портативной консолью Brick Game и портативной консолью Nintendo Game & Watch.

Экран, как и в Game & Watch, был сегментирован и отображал только определенные элементы в определенное время. Действия в игре осуществлялись, благодаря трем кнопкам. Две левые кнопки отвечали за передвижения героя, правая отвечала за стрельбу.

Operation С. Nintendo Game Boy.

Вторая портативная игра в серии, но уже полностью интерактивная, выпущена специально для приставки Nintendo Game Boy. Внешне игра напоминала Super Contra, но была ограничена малыми возможностями приставки. Как и в Super Contra, в игре есть два вида уровней, в одних используется вид сбоку, в других используется вид сверху.

Единственной интересной новинкой стало появление самонаводящегося оружия. Также, впервые в серии появилась функция автоматического огня, включенная по умолчанию. Сделано это было в угоду удобству, так как на приставке было всего две кнопки действия.

Есть у игры некоторые региональные отличия. Традиционно для Европы все люди заменены роботами, а также изменено название на Probotector. У японской и американской версии немного отличается сюжет.

Contra 3: The Alien Wars. SNES. Game Boy. Game Boy Advance.

Третья Contra вышла в феврале 1992 в Японии для приставок SNES. Contra 3 продолжает события первых двух игр серии. В сюжете, как полагается, есть некие отличия между регионами. Так события японской Contra 3 проходят почти сразу после событий предыдущих игр, а события американской Contra 3 начинаются только спустя 700 лет, после предыдущих игр. Из-за временных разногласий в американской игре изменены имена главных героев на Джимбо и Салли.

Геймплей по большей части остался прежним. Игрок все также бегает, прыгает и стреляет, стараясь при этом выжить. В некоторых уровнях присутствует вид сверху. Новыми элементами геймплея стали: использование транспортных средств, карабканье по стенам и потолочным перекладинам, возможность одновременно владеть двумя видами вооружения.

Самое интересное нововведение игры стало возможным благодаря специальном графическому режиму «Mode 7» на приставках SNES. Contra 3: The Alien Wars стала одной из немногих, что использовали возможности SNES на полную. Особенно это заметно на уровнях, где использовался вид сверху. Помимо обычных телодвижений в восьми направлениях, игрок мог использовать дополнительные боковые клавиши геймпада, что выглядело так, словно персонаж поворачивается. Еще одной приятной особенностью данных уровней стал полноценный Split Screen. Причем этот режим ничем не ограничивает игроков. Независимо от вашего напарника, вы можете свободно передвигаться по всему уровню.

Графически игра выросла до уровня предыдущих игр серии для аркадных автоматов, а в отдельно взятых моментах даже превзошла их. Улучшились спрайтовые модели персонажей, противников и боссов, эффекты стали более разнообразны и детализированы, усложнился дизайн уровней.

Contra Force. NES.

Игру Contra Force сложно назвать полноценной игрой серии Contra, по сути она является случайным спин-оффом. Почему случайным? Игра планировалась, как отдельный проект под названием Arc Hound, и он не был связан с серией. В специализированных японских журналах Arc Hound даже рекламировалась, но до релиза так и не добралась. Игру отменили, а чтобы наработки не пропали даром, её быстренько и не очень качественно допилили. После чего выпустили на американский рынок, под названием Contra Force.

Сюжет игры связали с серией весьма оригинально, используя название города - Нео-сити. Именно в нем происходят события игры, и в его руинах начинаются события Contra 3: The Alien Wars. Других связей у Contra Force с серией Contra нет. История «Контры» развернется в 1992 году, с момента основания оперативного отряда Contra Force, занимающегося борьбой с организованной преступностью. На фоне первых двух игр серии, такой сюжет смотрится странно, так как о вторжении захватчиков в 1957 году не упоминается. Никаких инопланетян и прочей научной фантастики в Contra Force нет.

Зато есть возможность выбрать одного из четырех игровых персонажей, каждый с собственным набором оружия, со своими показателями скорости бега и дальности прыжков. Сменить персонажа можно будет прямо во время игры. При одиночной игре можно выбрать себе напарника, управляемого искусственным интеллектом.

Сам игровой процесс, более чем напоминает игры серии Contra. В Contra Force есть два типа уровней: с боковой камерой и видом сверху. Вам предстоит бегать, стрелять во врагов и преодолевать различные препятствия, некоторые разрушаемы. В таких разрушаемых препятствиях часто вы сможете найти усиления, которые не будут применяться немедленно. Усиления будут накапливаются на специальной шкале. В соответствие с этой шкалой, вы сможете активировать одно из улучшений для персонажа.

В целом, Contra Force получилась довольно неплохим проектом, даже несмотря на то, что она не вписывалась в концепцию серии. Но были в ней проблемы и посерьезней. Дело было в том, что игра знатно подтормаживала в некоторых моментах, что особенно было заметно на уровнях с боковым видом.

Contra: Hard Corps. Sega Mega Drive.

Contra: Hard Corps – первая и единственная игра выпущенная для 16-ти битных приставок Sega Mega Drive, и первая игра в ответвлении серии Hard Corps. Впрочем, то что Hard Corps – это лишь подсерия Contra, не помешало издателю/разработчикам переделать игру в очередную часть Probotector (Для Европейского и Австралийского регионов). Как и с предыдущими европейскими релизами, в игре были все заменены на роботов, а также слегка изменился сюжет.

Сюжет продолжает события Contra 3: The Alien Wars. На дворе 2641 год, война с пришельцами закончена, земляне победили и начали восстанавливаться после ужасов войны. И вот на улицах Нео-сити начинаются беспорядки, в которых виновны взломанные киборги. Честь расправиться с восстанием машин, предоставляется отряду Hard Corps

.

Начинается игра, как и Contra Force, с выбора персонажа. К вашим услугам четыре лучших бойца: Ray Poward и Sheena Etranzi - классические солдаты, генетически модифицированный Человек-волк Brad Fang, оборудованный кибернетическими руками, полноценный боевой робот Browny. Каждый имеет полностью уникальный набор вооружения (c двумя режимами стрельбы для каждого образца), между которым можно свободно переключаться во время игры. После выбора персонажа и брифинга, вас сразу забрасывали в гущу событий. С первых секунд игры вы в полной мере почувствуете бешеный драйв Hard Corps. Без шуток, Contra: Hard Corps – одна из самых ураганных игр серии, своей динамикой уделывает любую другую игру на SNES и многие игры для самой SMD.

Кроме динамичности, Hard Corps может похвастаться нелинейным сюжетом и множеством развилок, которые могут привести вас к шести (4-е для Европы и Австралии) различным концовкам, включая одну секретную. В боевой системе также присутствовали новшества. Так у героев появилась возможность делать подкат, во время которого герой становиться бессмертен. Эта способность расширяет возможности маневрирования и позволяет избегать многие атаки врагов/боссов.

Contra: Legacy of War. Sony PlayStation, Sega Saturn.

Следующий проект в серии Contra было решено полностью перенести в трехмерное пространство. Сразу стоит отметить, что игра была мягко говоря «не очень». Ироничнее всего было то, что некачественная «Контра» обошла стороной японский и европейский рынки, а досталась только Америке.

Сюжет Legacy of War продолжает историю Рэя (Один из героев Contra: Hard Corps), который, во главе новой команды, бросает вызов новому врагу человечества – диктатору Бассаду. Отряд состоит из наемницы Таши, робота CD-288 и инопланетянки Буббы. Каждый член нового отряда Hard Corps обладает набором из четырех вариантов оружия. Два оружия, пулемет и огнемет, стандартны для каждого бойца; остальные варианты вооружения уникальны для каждого персонажа. В остальном же, персонажи идентичны и не имеют отличий в скорости бега или в высоте прыжка.

Переход игры в изометрию не прошел без последствий, теперь враги начали лезть со всех сторон. Изменилась механика прыжков, персонажи перестали выкручивать фирменные сальто. Но не обошлось и без приятных новшеств. Так вместе с Contra: Legacy of War в серию пришли кувырки и возможность стрейфить.

C: The Contra Adventure. Sony PlayStation.

Adventure стала полноценным продолжением Contra: Legacy of War. Причем новая игра настолько пропиталась духом предшественницы, что тоже оказалась далеко не самой удачной игрой серии. Угадайте, в какой стране состоялся релиз? Правильно только в США, Японию и Европу Konami пощадили.

Новая C также была полностью трехмерной, но теперь к уровням с изометрическим видом добавились уровни с боковой камерой и видом сверху, также в наличии один уровень, в котором вас ждало свободное падение.

Contra Shattered Soldier. Sony PlayStation 2.

Спустя две провальных игры, серия Contra вернулась в лоно Konami. Новая игра, получившая название Contra Shattered Soldier, вновь обрела свой аркадный вид. Сюжет Shattered Soldier продолжает историю Билла Райзера и Лэнса Бина, но развивает её в довольно странном ключе. Все сводится к тому, что Билл убивает Лэнса, а затем попадает в тюрьму. Билла выпускают спустя пять лет, чтобы именитый герой вновь спасал человечество.

Переход в полное 3D провалился, Konami вернула Shattered Soldier к истокам серии. За всем игровым процессом вам придется наблюдать сбоку. Новшествами стало отсутствие бонусов, дающих дополнительное оружие. Теперь все вооружение доступно Биллу с самого начала игры. В вашем распоряжении будут пулемет, огнемет и гранатомет, каждый с альтернативным огнем.

Еще одной уникальной составляющей игры стала её сложность, сделавшая игру самой хардкорной в серии. Свой прогресс сохранять нельзя, а от вашего мастерства зависит развитие игрового сюжета. Чем точнее вы стреляете и чем меньше умираете, тем лучше будет полученная вами концовка.

Neo Contra. Sony PlayStation 2.

Своей следующей игрой из серии Contra, Konami вновь решили покорить трехмерное пространство, только теперь самостоятельно. Впрочем, про классический сайд-скроллинг, разработчики тоже не забыли. Некоторые уровни вам придется отыгрывать по старинке, а еще есть уровни с видом из-за спины.

История Neo Contra продолжает события предыдущей игры, но происходят они почти через две тысячи лет. После многочисленных инопланетных вторжений, земля окончательно скатилась, превратившись в нечто напоминающее космическую тюрьму. В самых темных уголках планеты родилась сила, способная перевернуть все с ног на голову. Преступная организация взяла себе название Neo Contra. А противостоять новой контре отправится «старичок» Билл Рейзер, в сопровождении очередного нового напарника.

В общих чертах, геймплей «Новой Контры» остался верен заветам серии Contra и держится на двух «китах» - беги и стреляй. Вот только прыгать герои разучились. Серьезно, Neo Contra – первая игра в серии, где у героев нет возможности прыгать. Вместо прыжков, для повышения маневренности, у вас есть два других трюка – рывок и перекат.

Многое в новую часть Contra пришло из предыдущей игры - Shattered Soldier. Например, вам будет доступно все оружие с самого начала игры. Более того, теперь вы можете сами выбрать один из доступных наборов. Осталась в игре и система Hit Rate.

Contra 4. Nintendo DS.

Спустя 15 лет после выхода Contra 3, Konami решилась на очередную номерную игру в серии. И игрокам была представлена Contra 4. Игра досталась портативной приставке Nintendo DS.

Сюжет игры продолжает историю, рассказанную в игре Contra 3: The Alien Wars. Побежденная два года назад, организация Красный Сокол сменилась новым, более опасным внеземным противником - Черной Гадюкой. Противостоять злу отправляются четверо бойцов отряда Contra: Билл Рейзер, Лэнс Бинн, Бешеный Пес и Скорпион.

Contra 4 полностью вернулась к истокам серии. Игра выполнена в 2D и своим видом напоминает Contra 3, а также использует некоторые из её механик. Помимо стандартного, почти для всех игр серии аркадного режима, 4-я «Контра» имеет уровни с отображением из-за спины героя. Оружейная механика тоже перекочевала почти без изменений. Активно вы можете использовать сразу два оружия, переключаясь между ними в любое удобное время.

Одна особенность Contra 4 стала возможна, благодаря возможностями Nintendo DS. Так как портативная приставка имела два экрана, то и в игровом процессе были задействованы оба. В некоторых случаях у игрока была возможность быстро переместится в верхний экран, использую для этого крюк. А на уровнях с видом от 3го лица, на нижнем дисплее отображалась карта вражеской базы. Contra 4 стала предпоследней полноценной игрой серии.

Contra ReBirth. Nintendo Wii.

Два года спустя, после выхода последнего проекта в 2007, Konami решились на игру для своей последней приставки Nintendo Wii. Самое удивительное, что в этой игре практически полностью отказались от экспериментов, создав игру по лекалам предыдущих игр серии. Rebirth - единственная игра в серии, где нет ни одной новой механики.

Как несложно догадаться, Contra Rebirth – двухмерный скролл-шуттер с элементами платформера. Сюжет игры начнется с событий, описываемых в первой «Контре», но затем переместится на несколько сотен лет назад. Героям игры предстоит спасти отряд от пришельцев. Изначально, этим буду заниматься герои Neo Contra, а далее вы сможете разблокировать еще пару персонажей: японского андройда Цугу-мин и инопланетянина Плискина.

Contra: The War of the Worlds. J2ME (Java Platform, Micro Edition).

Эта игра была выпущена для мобильных телефонов, причем только для Китайского региона. Вообще, Китай, как оказалось, чрезмерно фанатичен в отношении «Контры». Только для этой страны эксклюзивно вышло несколько игр серии, а сами китайцы запустили в производство фильм по знаменитой франшизе.

В очередной раз, базисом для новой игры Contra выступила Contra 3. К числу немногих отличий от предыдущих игр серии, можно отнести наличие шкалы здоровья. Также, это первая игра в серии, события которой происходят за пределами Земли. В остальном, проект мало чем отличался от предшественниц, вот только была намного короче, да и с криво реализованным управлением.

Contra: Evolution. Arcade, J2ME, Android, IOS.

Еще один китайский эксклюзив, на этот раз для аркадных автоматов. Evolution стала своего рода ремейком самой первой Contra. Внешне игра выглядит достаточно ярко и красочно, но в ней четко просматривает знаменитое «китайское качество». Своим видом бравые бойцы, члены отряда «Контра», больше напоминают пластиковых болванчиков, благодаря своему дизайну и анимации.

К двум видам уровней добавился третий. Эти уровни были бонусными, с возможностью нахватать нового оружия. Также расширилось количество игровых персонажей, теперь вместе с Биллом и Лэнсом спасать мир отправляются две девушки: Эрика Ричи и Салли Инохара. Наконец, увеличилось количество игровых режимов. Кроме аркадного режима, в наличии Boss-rush, Элитный режим с более сильными врагами и рейтинговый режим, в котором упор делается на мастерство игры.

В отличие от классически вооруженных героев мужчин, девушки обладают собственным арсеналом. По большей части, вооружение отличается только внешне, но действует при этом аналогично.

Hard Corps Uprising. Sony PlayStation 3, X-box 360.

Hard Corps Uprising является последним полноформатным проектом в серии Contra (на данный момент) и приквелом ко всей игровой серии. Игра вышла эксклюзивно для приставок PlayStation 3 и Xbox 360, и только в виде цифровой дистрибуции.

Руководствуясь названием, можно прийти к выводу, что сюжет игры будет посвящен событиям, благодаря которым, в 2641-м году, будет сформирован отряд Hard Corps.

Первое, что бросается в глаза при запуске Uprising, это её непривычный внешний вид, выполненный в стилистике аниме. Все модели 3-ы, но вид в игре используется классический – двухмерный. Игра насыщена яркими красками и эффектами, на фоне которых порой слегка теряешься, но в целом Hard Corps выглядит достаточно стильно.

Для игры доступны несколько героев и несколько режимов игры. Режим Arcade представляет собой классический геймплей серии Contra. Rising – представляет собой сюжетную кампанию, где по мере прохождения уровней вы будете получать очки опыта. Очки опыта можно тратить на покупку улучшений для своего оружия и экипировки. Несмотря на то, что все уровни имеют боковую камеру, по механике есть различия. Во время игры вам придется с боем прорываться на территорию противника, управлять различными транспортными средствами, выполнять миссии сопровождения и даже немного стелсить.

На фоне прошлых игр, главные герои Hard Corps Uprising имеют самый большой арсенал доступных навыков. Кроме стандартных прыжков герои могут делать: двойные прыжки, ускорятся, делать рывки в прыжке, отражать снаряды врагов. Кроме этого, есть несколько режимов стрельбы: стандартный режим, для стрельбы на бегу; режим стрельбы, стоя на месте; режим стрельбы, позволяющий бежать в одну сторону, а стрелять в другую, что очень удобно на некоторых боссах.

Contra 3D. Pachinko.

Из статьи посвященной серии Castlevania, вы могли узнать о любви японцев к игровым автоматам, называемым пачинко или пачи-слоты. Серию «Контра» не обошла участь получить в свою коллекцию подобный автомат. Японский эксклюзив имел название Contra 3D и по большей части представляет собой интерактивный фильм, сюжет которого развивается благодаря заставкам, успешность которых зависит от удачливости игрока.

Contra Return. Android и IOS.

На данный момент, Contra Return – последний проект знаменитой серии. К сожалению, последним проектом стал азиатский эксклюзив для мобильных платформ под управлением Android и IOS.

Обидно видеть любимую серию в таком формате, но ничего уже не поделаешь. Последняя «Контра» – мобильная free-to-play игра, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В целом, проект все же базируется на стандартах серии. Из новинок, в игру запихнули целую прорву персонажей, многие из которых уже встречались в предыдущих играх серии. Сами понимаете, открывать их придется долго и нудно, по сотне раз проходя одни и те же уровни.

Классические два вида оружия дополнились парой специальных навыков, уникальных для некоторых персонажей. Навыки в игре имеются двух типов. Один тип навыков представляет собой некую поддержку в бою (например, лечение), другой тип навыков специализируется на поражении врагов (гранаты или артиллерия). Contra Return нельзя назвать однозначно плохим проектом, особенно в современных тенденциях мобильного гейминга. Хотя, некое глубокое чувство негодования, от того, что история серии останавливается на мобильном free-to-play проекте, никуда уже не деть. Остается только надеяться на лучшее продолжение…

Автор: Folstaad для сайта GameSpirit.ORG.

Ключевые слова: Contra, Konami, Super Contra, Contra Force, Hard Corps, Contra: Hard Corps, C, Contra III: The Alien Wars, Contra: Legacy of War, C: The Contra Adventure, Contra: Shattered Soldier, Neo Contra,Contra 4, Contra ReBirth, Hard Corps: Uprising, Контра, Билл Рейзер, Лэнс Бинн

Другие статьи