История приставок Famicom\NES

Категории: игровые консоли , nintendo , nes

Название: Famicom
Разработчик: Nintendo
Издатель: Nintendo
Дата выпуска: 16/07/1983
Жанр:
Платформы: игровые консоли, nes

Краткая информация об индустрии до NES.

Развлечения всегда были важной частью человеческой жизнедеятельности. В разные временные промежутки истории досуг мог принимать самые необычные формы. Порой в моде были всяческие соревнования, нередко жестокие по современным меркам. А публичные казни частенько проводились для того, чтобы потешить народ, а не запугать. Но были и более спокойные развлечения, как шахматы и другие настольные игры. С появлением ЭВМ индустрия развлечений сделала серьезный шаг в будущее, и её развитие не останавливается и по сей день.

Использование ЭВМ как средства развлечения началось в 1947 году, с ракетного симулятора, сконструированного из осциллографа с подключенной к нему электронно-лучевой трубкой и ручками управления. Чуть позже, в пятидесятые и шестидесятые года, появилось сразу несколько компьютерных игр. Для игры в Ним был разработан компьютер Nimrod, который не умел ничего, кроме этой игры. Годом позже вышла «ОХО» - компьютерные крестики нолики для EDSAC. А в 1958 появилась первая игра для двух игроков - «Tennis for Two», работающая на аналоговых вычислительных машинах того времени.

В 1971 году был создан первый аркадный автомат с игрой Galaxy Game, а уже в мае 1972-го фирма Magnavox представила первую в мире домашнюю приставку Magnavox Odyssey. К их успеху и поспешила приобщиться японская корпорация Nintendo, получив разрешение на продажу приставки под своим брендом.

С этого и началась эпоха Nintendo – с консоли, разработанной другой фирмой. В конце 70-х и начале 80-х, Nintendo решила пропустить второго поколения домашних приставок, отдав предпочтение аркадным автоматам (Donkey Kong, Mario) и портативной консоли Game&Watch. Наконец, в 1983 году японцы (явно используя неведомое колдунство) извергли из своих недр устройство невиданной популярности - домашнюю игровую консоль 3-го поколения: Famicom (Family Computer), она же NES, она же Dendy. О ней и пойдет речь ниже.

История приставки. Официальные версии NES. Другие консоли 3-го поколения.

Первая версия великой и ужасной консоли, от Nintendo, обзавелась названием Famicom (от словосочетания на анг. Family Computer – Семейный компьютер). Вышла она летом 1983-го и стремительно завоевала японский рынок. И это несмотря на то, что на старте приставка подверглась серьезной критике из-за ненадежности. В 1985 году Nintendo решилась на покорение североамериканского рынка, по такому случаю консоль обзавелась новым дизайном, кардинально отличающемся от изначального, и сменила имя на NES (Nintendo Entertainment System).

И вновь консоль ждал оглушительный успех. В Европе же NES так и не стала популярной из-за плохой рекламной кампании. Европейские игроки предпочли отдать деньги за Master System от фирмы Sega, просто потому что о ней больше знали. Про Россию, как и про ряд других стран, японцы предпочли просто не вспоминать, и официально консоль от Nintendo в этих странах так и не вышла.

Конкуренцию NES пытались составить многие, но лучше всего это получилось лишь у двух гигантов индустрии: Sega со своей Master System и Atari с приставкой 7800. И тогда, когда Sega хоть как-то пыталась конкурировать, выиграв «консольную битву» Бразилии и Европе. Atari со своей приставкой 7800, в это же время, просто была в магазинах. Львиную долю успеха Nintendo принесло то, что их игровая консоль 3-го поколения появилась на рынке первой. Кроме того, Nintendo заключила договоры, со многими игровыми разработчиками, запрещающие выпуск некоторых игр на других платформах. Именно из-за такой агрессивной политики эксклюзивности многие игры так и не появились на консолях от Sega и Atari.

Но красноречивей всех слов об успехе Nintendo говорят цифры. Цифры продаж приставок. Nintendo продала 61,8 млн консолей, Sega - 11,8 млн, Atari - 3,8 млн.

Характеристики и особенности.

У консоли (как говорилось выше) есть две официальные версии NES и Famicom. Внутренности приставок практически не отличаются друг от друга. Самое большое различие между версиями состоит во внешнем виде. Японский Famicom для русского геймера выглядит более привычно, ведь именно с этой приставки была сделана отечественная «пиратская» подделка, продававшаяся на нашем рынке под брендом Dendy. Для нее характерны: вертикальный разъем под картриджи, расположенный сверху; не отсоединяемые контроллеры; порт для подключения различных аксессуаров; и красно-белый цвет.

Для американского рынка дизайн консоли переработали. Корпус получился массивнее и разъем для картриджей стал располагаться глубоко в корпусе. Так что загрузка картриджей происходила фронтально. Контроллеры сделали съемными, и цветовая гамма сменилась на сочетание темно-серого и серого.

Внутренности на обеих консолях практически идентичны. Обе версии работают на 8-ми битном процессоре Ricoh 2A03. Но есть небольшие отличия в региональных версиях. Американские и Японские приставки работают на стандарте аналогового телевещания NTSC и обладают процессором с частотой 1,79 МГц. Европейские приставки придерживаются стандарта PAL и их процессор чуть слабее – 1,66 МГц.

Объем оперативной памяти 2кб, но она прекрасно расширяется до 48кб за счет памяти в картридже.

В качестве видеоконтроллера используется заказной 8-битный контроллер производства Ricoh с 2кб видеопамяти. Как и с оперативной памятью, видеопамять расширяется за счет картриджей. NTSC-версия, RP2C02, работает на частоте 5,37 МГц. PAL-версия, RP2C07, работает на частоте 5,32 МГц.

Максимальное количество цветов: 52.

Количество одновременно отображаемых цветов: 24

Максимальное количество спрайтов на экране: 64

Размер спрайтов: 8×8 или 8×16

Количество спрайтов на одной строке: 8

Разрешение: 256×240 пикселей, хотя NTSC-игры используют только 256×224

Для звука используется пятиканальный звукогенератор

Стандартные контроллеры

Контроллеры NES и Famicom довольно похожи, за исключением цветовой гаммы. Оба имеют прямоугольную форму и простое расположение кнопок. В левой части крестовина, отвечающая за передвижения персонажа, в центре кнопки Start и Select, а в правой части кнопки A и B, как правило, отвечающие за действия (удар, прыжок и пр.).

Но у японских Famicom’ов геймпады были припаяны к плате и естественно были трудно заменяемы. Кнопки Start и Select, были только на первом геймпаде. Зато на втором был микрофон, который даже использовался в играх. Микрофон оказался довольно бесполезной инновацией, да и игра для него была всего одна, так что со временем от его использования попросту отказались и сделали геймпады отсоединяемыми и одинаковыми.

У NES же геймпады изначально сделали съемными. Подсоединялись они через разъемы в передней части консоли. Оба геймпада имели кнопки Start и Select.

Аксессуары.

Для своих консолей Nintendo произвела огромное множество аксессуаров. Но многие из них не снискали популярности часто из-за того, что с их помощью не во что было играть. К тому же большая часть так и не покинула пределы Японии.

*Famicom Disk System

Дисковая система для приставки Famicom - это аксессуар, который позволял запускать на консоли игры, записанные на гибкие диски производства Nintendo. Подключение происходило через RAM-адаптер. Он вставлялся в слот для картриджа и кабелем соединялся с дисководом.

Неоспоримым плюсом этой технологии стала возможность перезаписи содержимого диска, что значительно экономило средства игрокам, а если еще взять в расчет, что диск стоил в два раза дешевле картриджа, то экономия получалась колоссальной.

Как раз для гибких дисков Nintendo разработала еще один девайс, но уже для магазинов - Nintendo Disk Writer. Это небольшой автомат для продажи чистых дисков и для записи игр на диски. Как на новые, так и на старые.

На дисках появилась возможность сохранения, что тоже было немаловажным для игроков. Многие из вас наверняка оставляли приставку включенной на всю ночь, чтобы продолжить игру утром, без повторного прохождения первых уровней.

Несмотря на всю полезность FDS, технология оказалась не очень популярной, как того хотели Nintendo. Главным образом из-за того, что с разработчиков требовали дополнительные выплаты за выпуск игр на FDS. Вторым фактором стал неумолимый технологический прогресс – появилась технология батареечного сохранения, да и картриджи смогли вмещать в себя по 128кб данных. В-третьих, диски имели свойство размагничиваться и пачкаться, что со временем делало его непригодным. Ну и закончилось все тем, что «пираты» научились копировать игры, путем соединения двух дисковых систем.

*Family BASIC keyboard, Family BASIC и Nintendo Data Recorder

С этим набором игровая приставка превращалась в простенький компьютер. Но исключительно на территории Японии. Клавиатура и картридж с BASIC шли комплектом. Клавиатура подключалась через 15-контактный порт, расположенный спереди.

Картридж с FB был тоже непрост, на нем имелось 1982 байта и батареечная память. Это позволяло сохранять программы прямо на нем. А если этого вам было мало, то можно было докупить Data Recorder – кассетный магнитофон, позволяющий записывать программы на стандартные кассеты.

*Famicom network system и Famicon Network

В 1988 году Nintendo представила свою первую сетевую технологию для приставок - Famicom network system. По факту это был обычным модем, открывающий для вас путь в Famicon Network. Эдакий закрытый японский интернет. Тут можно было оплатить счета и покупки, бронировать билеты, смотреть обзоры на фильмы и игры (естественно текстовые), а также искать различную полезную информацию. Да еще и сервер Super Mario Club был. Но, к сожалению, до сетевых баталий дело так и не дошло. Пользователи не желали воспринимать Famicom чем-то большим чем простая игровая консоль.

*Famicom 3D System.

Активные 3D очки для приставки Nintendo Famicom выпущены в 1987 году только в Японии. Подключались они к приставке через адаптер, идущий в комплекте.

*R.O.B. и Famicom Robot

А этот аксессуар уже из области фантастики. R.O.B. (Robotic Operating Buddy) из Америки или Famicom Robot из Японии – это настоящий робот-приятель, с которым можно поиграть в приставку вдвоем. Ликуйте социофобы, но не долго, совместимо это чудо только с двумя чудовищно редкими играми – Gyromite и Stack-up. Но робот отыгрывал свою часть настолько медленно, что проще было играть одному на двух контроллерах.

Различались модели, как и сами приставки, только названием и расцветкой. Для Японии цвет был красный и белый, для США два оттенка серого.

*Zapper Light Gun и Famicom Light Gun

Аксессуар Light Gun (световой пистолет) известен, наверное, всем. Япония сумела сделать реалистичный корпус в виде револьвера Кольт «Миротворец». В Америке же внешний вид пистолета пришлось заменить из-за замечательных законов о запрете сходства игрушек с реальным оружием.

Световые пистолеты нужно было наводить на телевизор и стрелять по различным мишеням. Служило это, как вы понимаете, для большего погружения в игру. Жаль, что их было не так много, а действительно хороших и того меньше. Но наверняка большая часть вас слышала или даже играла в такие шедевры, как Duck Hunt, Hogan's Alley, Wild Gunman.

Одной интересной особенностью световых пистолетов была возможность их обмануть. Для этого пистолет нужно было навести на другой более яркий источник света (впрочем, такое хулиганство могло вывести из строя фотоэлемент) или использовать лупу.

*LaserScope/Gun Sight.

Очередной аксессуар из мира научной фантастики – LaserScope (NES)/Gun Sight (Famicom). Это гарнитура с лазерным прицелом и голосовым управлением. Несмотря на интересную задумку, устройство вновь оказалось не до конца продуманным, да и использовалось всего в одной игре Laser Invasion, после чего было успешно забыто как создателями, так и пользователями.

*Power Glove и U-Force.

Если вы думаете, что гарнитура с лазерным прицелом - вверх футуризма, то что вы скажете об этих девайсах? Power Glove – еще один игровой контроллер в виде… перчатки? И что самое интересное, данный контролер оказался вполне успешным. Но вот незадача, количество игр для него можно пересчитать по пальцам одной руки, не самого лучшего токаря. Их было всего две: Super Glove Ball и Bad Street Brawler. Еще несколько было анонсировано, но так и не вышло.

Устройство представляло собой внушительную перчатку. На предплечье располагался небольшой пульт с кучей кнопок. На нем были, как и стандартные кнопки, имеющиеся на каждом контроллере, так и специальные программные кнопки. Но кнопки были не единственным способом управления, также устройство отслеживало различные движения руки, как сгибания пальцев и ладони, а также наклоны руки.

Второй контроллер, U-Force, был еще более странным. Он использовал 10 инфракрасных датчиков, которые отслеживали движения рук, и передавало соответствующие сигналы на консоль. Кроме того, в комплекте шла пара небольших ручек Power bar и T-bar. Первый был очень похож на эдакий штурвал, второй был просто отражателем, который слегка расширял возможности движений. В отличие от Power Glove, U-Force был не так популярен. Да и работал временами непредсказуемо.

*Hands Free Controller

Подумала компания Nintendo и об игроках с физическими ограничениями. В 1989 году появился контроллер с системой управления «без рук». Эта штуковина крепилась на груди и позволяла управлять играми с помощью подбородка и дыхания. Идеальное решение, если вы ленивы настолько, что даже контроллер держать не можете.

*Family Trainer/Family Fun Fitness/Power Pad

Еще не устали от аксессуаров? Нет? Тогда вот вам еще один контроллер - Family Fun Fitness (Famicom) или Power Pad (NES). Этот контроллер в виде небольшого коврика с датчиками давления. Изначально их придумала фирма Bandai, но и как с консолями первого поколения Nintendo быстро подсуетилась, выкупила права на устройство и начала продавать его под своим именем.

К счастью для этого устройства игр вышло немного больше чем для других приспособлений, целых 7 штук. И они выгодно отличались тем, что за игрой нужно было не просто сидеть, а еще скакать, заниматься фитнесом и даже танцевать.

*Roll & Rocker

Судя по всему, было скучно просто держать обычный геймпад руками, и народ извращался как мог. Данное устройство устанавливалось на пол, затем игрок взбирался на него и начинал балансировать. Сторона, в которую наклонялся игрок, соответствовала кнопке движения на D-pad’e. И, как вы понимаете, стандартный контроллер все равно был нужен для прыжков и действий.

*Super Chair

Еще одно чудо инженерной мысли Nintendo - Super Chair (Супер-Стул), было взято, наверняка, из подвалов инквизиции. Усевшись на кресло, игрок брался за рычаги с кнопками и наклонялся в разные стороны, чтобы игровой персонаж начал двигаться.

*Power Clip

Странное устройство для очень быстрого нажатия кнопок А и В на контроллерах NES. Выступающие из корпуса устройства штыри устанавливались на соответствующие кнопки, после чего с помощью колесиков, расположенных на задней крышке, можно было яростно давить кнопки действия, фактически без вреда для своих пальцев.

*NES Advantage

Advantage – это аркадная разновидность геймпада для NES с расширенным функционалом. Вместо D-pad’а имелся рычаг, присутствовали кнопки с пометкой Turbo. Помимо стандартных кнопок имелась еще одна очень интересная кнопка – Slow. Эта колдунская функция была способна включить режим замедления на экране.

*Bandai Super Controller II.

Несомненно, самый навороченный контроллер для Famicom/NES, выпущенный фирмой Bandai. Этот монстр умел многое. Например, включать режим Turbo (очень нужная функция, особенно после появления turbo-кнопок на оригинальных контроллерах). Еще можно было выставлять автоматическое включение паузы через определенное время. А также можно было задать лимит нажатия на кнопки. Хоть и сложно придумать, удачное применение этой функции. Ну разве что устраивать игры в стиле «Угадай Мелодию»: «– Я пройду эту игру с 10 нажатий на кнопку А. – А я с 8. - Проходи.».

Ну и, наконец, Bandai встроила в контроллер LCD-экран, на нем можно запускать простенькую игру, в которую можно играть, пока играешь. Xzibit и его команда негодуют.

*The Ultech 3 Meijin-kun.

Версия Advantage для бедных. Если вам не хватало средств на нормальный аркадный геймпад, на выручку приходил девайс The Ultech 3 Meijin-kun. Он представлял собой одноцветный пластиковый корпус, с торчащей вверх рукояткой, которую надо было разместить над D-pad’ом. Кнопки A и В посредством пневмо-привода выводились наверх рукоятки, и управлять можно было одной рукой. Никакой вам «этой вашей новомодной электроники». Только пневматика, только хардкор. Наверное, оно даже как-то работало, но пруфов не будет.

*Top Rider Controller и Exciting Boxing Controller

Два надувных контроллера, один в виде мотоцикла, второй в виде боксера. Первый служил средством управления только в игре Top Rider и имел один существенный недостаток – ограничение по весу. Несоблюдение рекомендаций могло закончиться самым настоящим взрывом.

Второй контроллер представлял собой надувного, сурового и усатого японского боксера. Игрой для этого контроллера стал симулятор бокса Exciting Boxing. И вам нужно было бить надувную грушу, чтобы ваш виртуальный оппонент получал свою порцию ударов.

*Piano Teaching System.

Следующее устройство не было эксклюзивным для консолей Nintendo. Его можно было подключить как к консолям, так и к домашним ПК. И в Японии оно не продавалось, только на территории США и, как не странно, в Европе. Piano Teaching System - комплект для обучения игры на пианино. В комплекте была MIDI-клавиатура, педали, наушники и программное обеспечение на дискетах или картриджах для NES и SNES.

Программное обеспечение Piano Teaching System содержало в себе множество обучающих уроков на самые разнообразные музыкальные жанры. И могло неслабо поднатаскать вас в игре на клавишных, вот только стоило оно почти 500 американских денег, на чем и прогорело.

*Karaoke Studio

Если вам было жалко отдавать 500 у.е. за контроллер-пианино, а душа все равно тянулась к музыке (ну а еще вы жили в Японии), то для вас была сделана самая настоящая система караоке для Famicom. Сам девайс состоял из модуля с картриджем, который вставлялся в слот для картриджа и микрофона.

Изначально в комплекте шло всего 15 песен, естественно, на японском языке. Чуть позже вышло еще два дополнительных картриджа на 20 песен каждый.

*Teleplay modem

По-настоящему интересный девайс, опередивший свое время. Teleplay modem – это модем, позволяющий играть по сети! В 1992 году! Просто вдумайтесь, пару лет назад появилось то что мы зовем современным интернетом. Всего год назад появилась первая интернет страница, а вам уже предлагают играть с другими игроками, находящимися в другой части страны. Да как так-то?

А самое интересное в этом устройстве было то, что играть можно было между разными игровыми платформами: NES, SNES, Sega Mega Drive. Но, как и другие интересные проекты, Teleplay modem получился мертворожденным из-за проблем с инвестициями и лицензированием.

*OekaKids

Простенький графический планшет для Японской Famicom.

*Nintendo Knitting Machine

Ну и, наконец, представляем вам венец всей линейки дополнительных устройств для приставок Famicom/NES – вязальный станок от Nintendo. Звучит как полный бред, тем не менее в зарубежных частях интернета можно натолкнуться на доказательства его существования. Вот только само устройство никогда не выходило. Все ограничилось выпуском картриджа с софтом для него.

Распространенные проблемы.

Первый год выдался для японской Famicom довольно тяжелым. Приставку частенько ругали за постоянные сбои и ошибки. Пришлось даже отзывать часть продукции для перевыпуска консолей с улучшенной материнской платой.

Также Famicom запомнился своими не отсоединяемыми контроллерами. И если один из них выходил из строя, то всю систему приходилось отправлять в сервисный центр, покупать новую или перепаивать самостоятельно.

Впрочем, и в США, приехавшая под именем NES, приставка имела ряд недостатков. Одним из них был ZIF разъем для картриджей. Работал он хорошо, но ровно до того момента, пока контакты не окислялись и не засорялись. Также частенько при установке картриджа, эти же самые, контакты могли погнуться или стереться.

Ну и, конечно, самой большой головной болью американцев стал чип блокировки 10NES. Из-за его некорректной работы приставка начинала неконтролируемо включаться и выключаться. А все потому что разъем для картриджа частенько нарушал синхронизацию с чипом из-за, тех же, плохих контактов.

Картриджи.

Как и сами консоли, картриджи для Famicom и NES сильно отличались друг от друга внешне. Оригинальные копии игр для Famicom и NES обладали корпусом из качественной и прочной пластмассы (цветные для Famicom и серые NES) с такой же качественной полиграфией от производителя игры.

Разъемы для картриджей тоже были разные. У Японских консолей он был 60-контактным, у американских и европейских 72-контактным. Дополнительные контакты были введены для борьбы с «пиратством». Именно они отвечали за синхронизацию 10NES чипа с чипом картриджа.

После установки картриджа в слот, игра запускалась мгновенно без каких-либо долгих загрузок или прочих задержек в отличие от тех же ПК того времени. Платы для игр отличались друг от друга в зависимости от размеров игры или её технологической составляющей. Это было интересно в первую очередь тем, что картриджи фактически улучшали консоль до системных требований игры.

Естественно, что кроме лицензионных картриджей были и «пиратские». А самое интересное это то, что нередкими были случаи, когда честные разработчики были вынуждены делать свои «пиратские» картриджи из-за лютой политики Nintendo по отношению к разработчикам.

Большую же часть картриджей, как и всего остального, «пиратили» в Китае или Тайване. Это были картриджи знакомые, наверное, каждому. Корпус из дешевого желтого пластика и наклейка такой степени упоротости, что подобную игру страшно запускать на своей, пусть даже и «пиратской», консоли. Картинки на картриджах частенько не соответствовали ни игре, ни названию, при этом постоянно встречались слова а-ля «Super», «Ultra» и прочие. Да и порой на «пиратский» картридж вмещалось аж 999999 тысяч миллионов игр (Сарказм!), обычно это были 1-2 игры и еще 999 их копий с различной цветовой гаммой или увеличенным количеством жизней.

Чуть позже появились и русские картриджи, отлично вписывающиеся в детские страшилки тех лет, на страшных коричневых платах и в жутких черных корпусах. Иногда подобные игры были даже переведены на русский.

Игры.

Самым распространённым игровым жанром на приставках Nintendo были платформеры. Их вышло просто невероятное множество. И многие из них положили начало целым игровым сериям, здравствующим и поныне. Самые яркие примеры платформеров – серии: Castlevania, Prince of Persia, Contra, Adventure Island, Bionic Commando, Ninja Gaiden, Chip & Dale, Duck Tales, Mario, Mega Man и многие другие.

Вторым популярным жанром был Beat’em up: Teenage Mutant Ninja Turtles, Double Dragon, BattleToads.

Так же для NES было и множество аркад: Battle City, Bomberman, Excite Bike, Jackal, Spy Hunter.

Для своего рынка японцы выпустили несколько любимых ими RPG: Crystalis, Dragon Warrior, Final Fantasy, Legend of Zelda. Некоторые из них даже нашли популярность за пределами «страны восходящего солнца».

И, конечно, вспоминая NES и её клоны, невозможно не упомянуть о лютейшей серии игр Nekketsu. Она включает в себя несколько отличных Beat’em up’ов и симуляторы различных видов спорта совершенно без правил. Тут можно бить соперникам лица, использовать суперприемы и швырять своих боевых товарищей во врагов. Симуляторы есть на любой вкус: футбол, хоккей, вышибалы (доджбол), баскетбол и даже некоторые легкоатлетические соревнования.

«Пиратские» клоны.

Как и полагается чрезвычайно популярному продукту, консоль от Nintendo обзавелась огромным количеством клонов. Случилось это по нескольким причинам: во-первых, NES просто не выходила официально в России; во-вторых, стоила приставка и сами картриджи на неё довольно дорого. В качестве сравнения можно сказать, что некоторые картриджи для Famicom стоили наравне с современными дисками для PS4.

В Бразилии самой популярной приставкой стала Phantom. Её выпустили в 1991 году. Она была черного цвета и внешне совершенно больше напоминало консоль Sega Mega Drive. В Южной Африке была популярна приставка Golden China, один в один повторяющая Famicom, но снабженная отсоединяемыми контроллерами и надписью Golden China TV Game. В Польше особо популярны были сразу две консоли Pegasus и Terminator (а эта консоль была лидером продаж еще и в Индии). Польский «Пегас» даже рекламировали по телевидению, прямо как Dendy в России. Азиатский рынок 1990-х покорила тайваньское устройство Micro Genius.

Помимо консольных версий, можно найти и другие разновидности клонов приставки от Nintendo. Например, портативные консоли, консоли-геймпады и нечто, носящее название «домашний компьютер». У нас подобный клон имел название Сюбор. Внешне устройство напоминало компьютерную клавиатуру с разъемами под картридж и геймпады. В комплекте шел картридж с простеньким софтом: Basic, редактор DOS и Word c Excel. У поздних устройств появилась мышь, которая являлась всего лишь переработанным контроллером.

Nintendo в России.

В России нелицензионным распространением идей компании Nintendo занялась крупная дистрибьюторская фирма Steepler. Причем из-за полного отсутствия Nintendo на рынке России рекламную кампанию наши «пираты» развернули эпических масштабов. Для «пиратской» приставки, получившей название Dendy, даже свое тв-шоу запустили, причем не где-то на задворках телеэфира, а на главном канале страны. Кроме этого у Dendy появились фирменные магазины, журнал и мультфильм «Приключения слонёнка Денди». Что уж говорить, Dendy была настолько популярной, что «пиратить» начали даже её.

Самой известной версией консоли у нас стала Dendy Junior. Внешне она напоминала японский Famicom, но выполнена была в серо-белых цветах. Геймпады были естественно съемными, а внутренности поставлялись из Тайваня с заводов TXC Corporation.

Картриджи для Dendy, как несложно догадаться, были не менее «пиратскими» чем сама консоль. Причем китайские и отечественные умельцы умудрялись не только выпускать копии игр, но и делать к ним продолжения, которых никогда не должно было существовать.

Журналы, телепередачи России.

Как писалось выше, Dendy в нашей стране была нечто большим, чем простая «пиратская» копия известной приставки. Dendy стала своеобразным культом. Для популяризации приставки в 1994 году на канале 2x2 было выпущено тв-шоу «Дэнди – новая реальность». В течение 20-30 минут, любимый ведущий детворы из 90-х – Сергей Супонев, рассказывал об играх для консолей Dendy, Sega и даже SNES. В 1995 году программа перебралась на главный канал страны и потеряла слово «Дэнди» из названия. Год спустя «Новая реальность» закрылась. Место передачи об играх заняла программа «Мир Дэнди» на канале МТК.

Журналов, посвящённых Dendy, было выпущено не мало. Начиная от разнообразных книжек с секретами и прохождениями и заканчивая парой полноценных изданий. Началось все с журнала «Видео-Асс Dendy» в 1993 году. Это был первый журнал, полностью посвященный видеоиграм. Его история закончилась два года спустя, но не полностью. После восемнадцатого выпуска журнал разделился на целых два: «Dendy - Новая Реальность» и «Великий Dракон». Второй протянул чуть дольше, но все же закрылся по причине финансовой несостоятельности в 2004 году.

Закат популярности.

Несмотря на свою бешеную популярность с начала 1990-х годов, приставки NES и Famicom стали сдавать свои позиции более молодым и технологичным консолям четвертого поколения. Тем не менее Nintendo продолжала поддерживать свои старые консоли. В Америке продажи и поддержка NES прекратилась в 1995. В Японии Famicom продавали до 2003-го, а поддерживали аж до 2007 года.

Приставки сейчас. Эмуляторы.

Сейчас рынок занят 8-м поколением игровых консолей, но интерес к NES не пропадает даже в 2017 году. В первую очередь это заслуга появившихся эмуляторов, способных запустить абсолютно любую игру без каких-либо региональных ограничений, на любом домашнем ПК и не только. Скачать эмулятор и игры можно из множества мест, как говорится, совсем без регистрации и даже без смс.

И это еще не конец истории. В 2016 году Nintendo перевыпустила свою легендарную NES. В итоге мы получили Nintendo Classic Mini: Nintendo Entertainment System – уменьшенную копию NES на современном железе. Продавалась консоль меньше года - с ноября 2016 года до апреля 2017.

Приставка поставляется с одним контроллером, что нынче чрезвычайно модно, причем контроллеры для Nintendo Classic Mini: NES проводные (полное погружение в ностальгию). А для японской версии контроллеры вообще не отсоединяемы как на Famicom. Работает консоль на процессоре Allwinner R16 из-под ОС Linux, а игры запускает эмулятором, разработанным Nintendo. Ну и, конечно, обладает HDMI разъемом для подключения к современным телевизорам.

Автор: Folstaad для сайта GameSpirit.ORG.

Ключевые слова: Nintendo, Famicom, NES, Nintendo Entertainment System, Игры, Приставки, Консоли, Контроллеры, Геймпады, Картриджи, 3-е поколение, Игровые Консоли, Игровые приставки, Dendy

Другие статьи