История Sony PlayStation 2

Категории: игровые консоли, playstation 2

Название: PlayStation 2
Разработчик: Sony
Издатель: Sony
Дата выпуска: 08/09/2021
Жанр:
Платформы: игровые консоли, playstation 2

Содержание

История Разработки и релиз.

Как вы наверняка помните, консольная бойня 5-го поколения закончилась на том, что Sony ураганом ворвалась в индустрию со своей собственной приставкой PlayStation, раскидав при этом мастодонтов из Sega и Nintendo. В большей степени так случилось не потому, что игровая приставка от Sony была невероятно мощной и технологичной, а просто потому, что боссы Sony изначально выбрали какую-то правильную тактику и её придерживались. А в это время Sega и Nintendo вставляли сами себе палки в колеса, выдавая одну идею ох*ительней другой.

Впрочем, к шестому поколению Sega смогла собраться с силами и выпустить потрясающий Dreamcast, который, к сожалению, не смог. Потому что сложно быть конкурентоспособной приставкой, когда консоль предыдущего поколения потихоньку забивает гвозди в твой гроб. Ну а Nintendo всегда была особенной компанией, которая в своём познании настолько преисполнилась, что могла себе позволить выпускать приставки с картриджами. Её даже печальный опыт Atari, выпустившей в 1993-м году приставку Jaguar, ничему не научил.

А вот Sony были молодцы. Отхватив себе огромнейший кредит доверия, команда Кэна Кутараги была одновременно и воодушевлена теплым приемом своей первой игровой приставки, и сбита с толку тем, как же быть дальше. Ведь опыта в переходе от поколения к поколению у них еще не было. Но его отсутствие не помешало им совершить невозможное в первый раз. И не должно было помешать сейчас. Так что настрой был вполне оптимистичный. Работа над новой консолью началась фактически сразу после релиза первой PlayStation. Sony прекрасно понимала, что долго выезжать на своей первой консоли они не смогут, и нужно заранее готовиться к переходу на новое поколение. Масла в огонь разработки подлили и 3dfx Interactive, когда слили почти все детали работы над прототипом Dreamcast.

Тем не менее каких-либо курьезных случаев, как во время разработки Dreamcast, у Sony не было. Тут и рассказывать-то особо нечего. По большей части все работы держались в секрете от остального мира. А слухи, касающиеся работы над новым поколением, как собственно и сам факт разработки консоли, Sony всегда отрицали. Но некоторая информация в СМИ всё же просачивалась и уже к 1997-му году стало известно, что новая игровая приставка Sony будет обладать DVD-приводом, также будет возможность подключения к интернету прямо из коробки, и обратная совместимость с PlayStation. Звучало всё это очень перспективно. И игровой мир буквально замер в ожидании второго пришествия PlayStation.

Первый анонс PlayStation 2 состоялся в марте 1999-го года в Токио. Несмотря на большой размах презентации, показали на ней совсем немного. Во-первых, официально подтвердили, что приставка сможет воспроизводить фильмы и музыку благодаря DVD-приводу. Во-вторых, подтвердили наличие обратной совместимости. И это было, пожалуй, одним из лучших решений Sony. В-третьих, показали небольшой набор технодемок, способных дать игрокам представление о том, как будут выглядеть игры будущей консоли.

Два ролика были представлены компанией Namco. Среди них была демка новой Tekken, выполненная на движке Tekken 3, но при этом, лучше детализированная и проработанная. Также Namco представили небольшую демку, в которой девушка-маскот гоночной серии Ridge Racer быстро прошлась по подиуму. Детализация модели на то время была просто поразительной. Три демонстрации подготовила и компания Square. Они показали демку beat em’up’a The Bouncer и два ролика посвященных серии Final Fantasy. Кроме этого, на презентации засветилась новая Gran Turismo, Crash Bandicoot в окружении пингвинов и несколько технических демок, сделанных самой Sony.

А вот полноценный показ PlayStation 2 состоялся уже 13 сентября все того же 1999-го года, на Tokyo Game Show. Здесь уже представили саму консоль, назвали дату релиза, озвучили цену и немного подробнее рассказали об игровой приставке. В очередной раз напомнили о наличие DVD-привода и о возможности проигрывать на приставке кино и музыку. Не забыли рассказать про обратную совместимость. Представили геймпад и другие аксессуары. Кроме этого, на выставку привезли несколько демо-версий, среди которых были Tekken Tag Tournament и Gran Turismo 3.

Первый релиз приставки состоялся в Японии 4-го марта 2000-го года. Вокруг продаж PlayStation 2 творилось самое настоящее безумие, приставки сметали с полок. А дефицитом столь желанной консоли активно пользовались перекупщики, взвинчивая цены на различных торговых площадка до 1000 долларов (при стартовой цене в 299 $) и даже выше. Напоминает ситуацию с PS5, правда? В первый же день, прибыль от продаж PlayStation 2 и аксессуаров к ней в два раза превысила прибыль от первых продаж Dreamcast. К 5-му марта, меньше чем за сутки, количество проданных копий приблизилось к миллиону. Под конец октября 2000-го года приставка добралась до Северной Америки, а к ноябрю того же года до Европы и Австралии. Критики были в восторге, игроки тоже. Забавно, но даже люди далекие от чудесного мира видеоигр с удовольствием покупали себе PlayStation 2, в качестве DVD-плеера. Приставка была дешевле большинства представленных тогда моделей домашних DVD-проигрывателей, да к тому же игры умела запускать.

Характеристики и особенности.

Сердцем новой приставки стал процессор с поэтичным названием Emotion Engine, разработанный силами Sony и Toshiba специально для новой приставки. Собственно, они больше нигде и не использовались, кроме первых ревизий PlayStation 3. Сам процессор состоит из нескольких блоков, каждый из которых заточен под выполнение определенных задач. В целом, EE содержал 13,5 миллионов транзисторов и был 128-битным, с тактовой частотой 294 МГц. А вот его ядро – двухсторонний суперскалярный RISC-процессор совместил в себе возможности архитектуры MIPS III с ограниченной поддержкой MIPS IV, и модифицированным набором команд. Этот процессор был основан на двух 64-битных ALU и одном 32-битном FPU.

Кроме ядра, внутри Emotion Engine расположились еще два независимых векторных модуля VLIW-SIMD, предназначенные для работы с векторами. Первый модуль VPU0 выполняет функции сопроцессора для ядра EE. Он отвечает за преобразование полигонов, постройку геометрии и физику. Второй модуль VPU1, напрямую к ядру не обращается, а работает с ним через VPU0 и модуль Graphics Interface. Сам VPU1, устроен немного сложнее чем VPU0, и имеет больший объем внутренней памяти. На нем также держатся преобразование полигонов и геометрия, а еще освещение, отсечения и выбраковка других визуальных вычислений. В целом, два модуля позволяют приставке реализовать процедурный рендеринг сложных поверхностей, окружающего мира в играх, а также кривых и поверхностей Безье. Эти модули разгружают в работе не только ядро, но и графический чип приставки.

Еще одна составляющая Emotion Engine - Image Processing Unit, он же IPU, необходимый для воспроизведения видео в формате MPEG-2 с DVD-дисков и внутриигровых роликов. Собственно, этот чип - одна из причин, почему вторая приставка от Sony разошлась таким огромным тиражом. Еще на данный процессор навесили функции сжатия текстур высокого разрешения, чтобы не нагружать всем этим основной процессор.

Чтобы приставка могла воспроизводить игры предыдущего поколения, в неё запихнули оригинальный процессор от PS1 основанный на MIPS R3000, с выделенной памятью на 2MB. Эта система получила название Подсистема ввода/вывода (I/O Subsistem), а процессор первой PS получил наименование I/O Processor. IOP взаимодействует с процессором EE через System Interface, это было нужно, чтобы Emotion Engine имитировал для IOP старый SPU. Кроме совместимости с PS1, IOP отвечает за взаимодействие CPU приставки с: SPU2, подсистемой BIOS ROM, контроллером DVD, сетевым адаптером, слотом PC Card, слотами карт памяти, геймпадами и USB-портами. То есть, почти со всеми устройствами ввода/вывода.

За отображение картинки, на PlayStation 2, отвечал процессор параллельного рендеринга Graphics Synthesizer, с тактовой частотой 147,456 МГц. Внутренняя шина данных eDRAM шириной в 2560 бит, обеспечивала пропускную способность чипа до 48Гб/с. Такие показатели достигались за счет 4 МБ встроенной памяти DDRAM. На GS висит несколько функций – растеризация, текстурирование, освещение и эффекты. Остальным занимаются два VPU. Процесс обработки информации видеочипом, состоял из следующих операций: препроцессинг, растеризация, текстурирование, тестирование и постобработка. После этого буфер кадров, через специальный контроллер RCRTC, отправлял картинку на видеовыход. Ну а дальше, в зависимости от региона и телевизора вы могли наблюдать картинку с разрешением от 320х240 до 1920х1080. Только вот игр, поддерживающих HD разрешение, совсем немного, а именно 3: Gran Turismo 4, Tourist Trophy и Valkyrie Profile 2: Slimeria.

Память приставки состоит из двух модулей памяти RDRAM по 16 MB с пиковой пропускной способностью в 3,2 Гбит. Как было сказано ранее, еще 4МБ DDRAM встроено в видеочип, чтобы он не загружал своими проблемами основную память. Памятью, внутри приставки, управляет встроенный в центральный процессор EE контроллер DMA.

Со звуковым чипом тоже немного заморочились, но не так сильно, чтобы делать его с нуля. А просто взяли Sound Processor Unit, от первой PlayStation, впихнули в него 2МБ внутренней памяти и расширили количество каналов вдвое, до 48-ми. Само SPU2 состоит из двух звуковых процессоров, CORE0 и CORE1, каждый из которых обрабатывает по 24 канала. Приставка способна выдавать как стерео-звук, так и объемный звук, если у вас есть возможность подцепить приставку к цифровым аудио-устройствам.

Сама архитектура PlayStation 2 настолько продумана и отлично реализована, что приставка, уступая по характеристикам всем последующим приставкам 6-го поколения, умудряется превосходить их в производительности. Причем в несколько раз. Для сравнения: общая производительность у GameCube составляет 1.9 гигафлопс*; показатели Xbox в районе 3-х гигафлопс*; а PlayStation 2 смогла выжать из себя рекордные для 6-го поколения - 6.2 гигафлопс*.

FLOPS - внесистемная единица, используемая для измерения производительности компьютеров, показывающая, сколько операций с плавающей запятой в секунду выполняет данная вычислительная систем.

Модельный ряд.

Основных моделей у PlayStation 2 было не так чтобы много. Стартовала приставка в массивном черном корпусе, дизайн которого был основан на отмененном домашнем ПК Atari Falcon 040. Главной фишкой такого корпуса стала возможность ставить приставку вертикально. За что новая игровая консоль Sony получила прозвище «маленького небоскреба». Вслед за классической моделью последовали приставки других цветов. Как правило такие лимитированные издания были приурочены к каким-либо значимым событиям.

Например, в 2002-м чтобы отпраздновать 10-ть миллионов проданных приставок, выпустили PlayStation 2 Ocean Blue, в количестве 250000 штук. В комплекте с этой консолью шел пульт дистанционного управления. 20-ть миллионов проданных PS2 отметили целой линейкой приставок Automotive Limited Edition, эта серия выпускалась сразу в 5 цветах: Snow White, Super Red, Light Yellow, Astral Blue, and Metallic Silver. Каждый из цветов получил по 666 приставок. И эта линейка считается одной из самых редких, в особенности редкими являются консоли жёлтого цвета. После 50-ти миллионов проданных копий, выпустили 50 тысяч приставок Sony Playstation 2 Sakura Pink Limited Edition нежно розового цвета.

В сентябре 2004-го Sony представила обновленный дизайн приставки, в более компактном корпусе - PlayStation 2 Slimline. Приставка стала гораздо тоньше и работала намного тише. Кроме этого, в ней появилась встроенная сетевая плата. Но из-за уменьшенных размеров, PlayStation 2 Slimline потеряла возможность подключения внутреннего жесткого диска. Блок питания вначале вынесли за пределы корпуса, а затем в ревизии SCHP-9000x вновь запихнули его внутрь. Slimline версии приставок тоже получили разные расцветки.

Кроме приставок в Fat и Slim форматах, сони выпустила еще два устройства, уже кардинально отличающихся от PlayStation 2, но способных выполнять ее функции. Первым таким устройством стал DVD-проигрыватель Sony PSX. Эта белая коробка умела проигрывать DVD-диски, CD-диски, редактировать видео, аудио и изображения, благодаря собственному программному обеспечению. А также с легкостью запускала игры от PS1 и PS2. Естественно, PSX поддерживало геймпады от обеих приставок и карты памяти. Но вот в комплект с устройством контроллеры не входили, так что их приходилось докупать отдельно. Самое забавное, что знакомый вам пользовательский интерфейс XrossMediaBar, использованный впоследствии на PSP и PS3, впервые появился именно на PSX. Устройство не стало популярным из-за высокой цены, и дальше Японии оно не пошло. Сами PSX выпускались не только в белом цвете, но еще и в серебристом, желтом, красном и синем.

В 2010-м году Sony выпустила самую необычную модель PS2. На этот раз приставку встроили в телевизор Sony Bravia KDL22PX300. Что самое интересное – выпустили его в Европейском регионе, а не в Японии. Да и найти данный комплект можно было только в Британии. Этот 22-дюймовый тв, в качестве нижней подставки, имел полноценную PS2 Slimline-формата с нестандартным дизайном. В комплекте с телевизором поставлялся один DualShock 2, так что вы сразу могли начать играть в PS2, едва достав девайс из коробки. Забавно еще и то, что меню телевизора выполнено в виде того-же самого интерфейса, что и у PSXXrossMediaBar. При сравнительно небольшой цене в 200 фунтов стерлингов, KDL22PX300 обладал всеми преимуществами PS2, т.е. телевизор, благодаря встроенной приставке свободно воспроизводит DVD-диски, а также игры для первой и второй PlayStation. Кроме этого, его можно подключить к сети через Ethernet – порт, и наслаждаться просмотром Youtube и других приложений для Smart-TV. По крайней мере, так можно было делать, пока программное обеспечение телевизора полностью не устарело.

Стандартные Контроллеры.

Контроллер PlayStation 2 почти полностью копирует геймпад более поздних ревизий первой PlayStationDualShock. Новый геймпад получил название DualShock 2. Он стал легче своего предшественника и получил несколько эргономичных изменений. Почти все кнопки на DualShock 2 – аналоговые, за исключением триггеров L3 и R3, а также кнопок в центральной части геймпада. Основным цветом для нового геймпада стал черный, по расцветке самой консоли, но в последствии появились и другие вариации, как правило соответствующие той или иной модели PS2.

Аксессуары.

Как и любая другая консоль, PS2 получила поддержку огромного количества периферийных устройств. Но вот чего-то необычного, как это было с приставками 3-го и 4-го поколения, у PS2 нет. Например, если вас не устраивали стандартные геймпады, вы могли взять и подключить к своей PlayStation 2 официально лицензированные беспроводные контроллеры от Logitech - Logitech Cordless Action Controller и Logitech Cordless Controller. Оба геймпада работали от пары пальчиковых батареек, а с приставкой они связывались через специальный адаптер. Подобные беспроводные геймпады делала и сама Sony, а также Sega.

Кроме беспроводных геймпадов к PS2 можно было подцепить самые разнообразные контроллеры: руль Logitech Driving Force GT или аркадный геймпад PS2 arcade stick, микрофоны и танцевальные коврики для ритмических игр, или же специализированные контроллеры, заточенные под определенные игры. Или контроллер бензопилу - Chainsaw Controller, для игры Resident Evil IV.

Так как приставка PS2 позиционировалась Sony еще и как дешевый DVD-плеер, для нее был разработан специальный пульт управления, упрощающий воспроизведение фильмов на DVD. Первые ревизии консоли, в комплекте с пультом, поставляли специальный адаптер, снабженный ИК портом, который подключался в гнездо контроллера. Впоследствии ик-порт начали встраивать в сами консоли.

В 2002-м для PlayStation 2 выпустили Linux Kit – набор, превращающий приставку в некое подобие домашнего ПК. В комплекте с диском, содержащем программное обеспечение, шли usb-клавиатура и мышь, VGA-адаптер, сетевой адаптер и жесткий диск 40 ГБ. Но все это можно было купить и отдельно. Сам набор Linux Kit был выпущен исключительно под «толстые» варианты приставок. Так как Slimline версии не имели отсека под жесткие диски

.

PlayStation 2 стала единственной приставкой 6-го поколения, у которой было всего 2 порта для контроллеров. И вышедший в 1998-м Dreamcast и вышедшие после PS2GameCube и Xbox, располагали возможностью подключать до 4-х геймпадов без каких-либо дополнительных вложений. А вот владельцам Sony PlayStation 2 приходилось раскошеливаться на Multitap’ы.

Именно на PS2 Sony начали экспериментировать с дополненной реальностью. Это стало возможным благодаря цветной web-камере EyeToy. Специально для камеры вышло 25 игр, и еще некоторая часть игр имела ограниченную поддержку EyeToy. Во всех этих проектах камера могла распознавать жесты, цвета и звук. Некоторые игры имели поддержку функции EyeToy Cameo, позволяющие игрокам использовать свои фотографии для игровых аватаров. Например, в Sims 2 можно повесить картину со своим изображением в дом, где обитает семья, или заставить кого-то из членов семьи нарисовать картину, копирующую изображение, захваченное камерой.

Игры.

На старте продаж у второй PlayStation были серьезные проблемы с релизом крупных игр. До конца марта, из более-менее крупных тайтлов, вышли только файтинги Dead or Alive 2 и Tekken Tag Tournament. Также на старте новой консоли от Sony отличились Fromsoftware. Помните трилогию King’s Field? Духовная наследница серии – ролевая игра Eternal Ring, стала одной из игр стартовой линейки PS2. Встретили ее весьма прохладно. Еще через месяц FromSoftware выпустили уже вторую игру для приставки – Evergrace. Тоже весьма средненькую ролёвку, но уже с видом от третьего лица. Зато третий проект от японской студии получился весьма неплохой – в августе 2000-го вышла Armored Core 2. Кроме этого, до конца года вышло несколько довольно неплохих проектов: ролевой экшен Dark Cloud, тактическая стратегия Kessen, и хак’энд слэш Dynasty Warriors 2. В конце декабря вышла одна из игр, показанных на презентации PS2 в 1999-м году – The Bouncer. Игра получила средние оценки и стала коммерческим провалом для Square.

Ну а потом игры посыпались как из рога изобилия, создав для PS2 самую внушительную базу игр (причем не только для 6-го поколения). Приставка получила много отличных эксклюзивов. Невероятно красивую и стильную Caslevania: Lament of Innocence. Средненький, но все же интересный шпионский боевик Syphon Filter: The Omega Strain. Потрясные стел-экшены про средневековую Японию: Tenchu: Fatal Shadows и Tenchu: Wrath of Heaven. Несколько спин-оффов серии Resident Evil. Мощную и брутальную God of War, а затем и еще более жесткую God of War 2. Были и жуткие хорроры: Clock Tower 3, серии Fatal Frame и Siren. Именно на PS2 начался путь Silent Hill 2 и 3. Этим же могут похвастаться и первая тройка игр из серии Devil May Cry, а также несколько частей Metal Gear Solid. Все эти игры, в своё время, были временными эксклюзивами PlayStation 2.

А вот серия игр Crash Bandicoot, о похождениях неофициального маскота PS1 – бандикута Крэша, потеряла статус эксклюзивности. Новые похождения бандикута выходили также наXbox и GameCube. Зато у Sony появился новый неофициальный маскот, и даже не один. В декабре 2002-го вышла первая игра из серии Ratchet & Clank от студии Insomniac Games. Впоследствии наPS2 вышло еще пять игр из этой серии. Закрепив за главными героями – Рэтчетом и Кланком статус символов приставки.

Первенство по популярности на PS2 взяла серия Grand Theft Auto. На второй приставке от Sony вышло три игры из этой серии. И все они были временными эксклюзивами PS2. Вышедшая в 2001-м году Grand Theft Auto 3 стала самой продаваемой игрой года. В 2002-м точно такая же ситуация произошла с GTA: Vice City. В 2004-м все повторилось с GTA: San Andreas. Последняя так и вовсе стала мощным двигателем продаж для PlayStation 2, а заодно самой продаваемой игрой для PS2, и одной из самых продаваемых игр всех времен.

Помимо серии GTA, на PS2 отлично продавались гонки Gran Turismo. На приставке вышли две её номерные части 3-я и 4-я. Обе игры продались в количестве более 25-ти миллионов копий. Еще неплохие продажи делали игры серии Final Fantasy и огромное количество спортивных симуляторов из серий: Madden NFL, Pro Evolution Soccer, NBA и другие. При этом, огромное количество игр поддерживало игру по сети, а в некоторые проекты до сих пор можно сыграть, благодаря фанатам и их частным серверам.

а вот вам еще один интересный факт о PS2 и её играх. Когда вы впервые включите свою консоль, вы не заметите ничего подозрительного. Но стоит вам запустить несколько игр и сделать сохранения на карту памяти, в следующий раз, при включении приставки, вы увидите «белые башни». Каждая такая башенка – визуализация одного из сохранений на карте памяти, а высота зависит от времени, проведенного в игре.

Пиратство.

Тема пиратства на PS2 не менее интересна, чем ее история. А всё благодаря обилию способов, позволяющих запускать на приставке нелицензионные игры и другое программное обеспечение. Началось все с банальной чиповки консолей. За довольно длинный жизненный цикл, PS2 обросла огромным количеством самых разнообразных чипов, разной степени паршивости. Некоторые позволяли использовать весь функционал PS2, другие могли позволить запускать приставке нелицензионные диски, только от PS2. Третьи давали возможность запускать игры с флешек и жесткого диска. А четвертые и вовсе блокировали BIOS консоли, превращая её в кирпич.

Остался на PS2 и так называемый метод подмены дисков. Вот только теперь вам был нужен не любой лицензионный диск с игрой, а специализированный диск Swap Magic. Фокус тут заключался в том, что такой диск определялся системой как лицензионный, а после проверки он останавливал работу привода и диск можно было спокойно заменить на другой. Но тут нужно было немного пошаманить с крышкой привода, чтобы доставать диск так, чтобы система не поняла, что привод открыт. Вот только такой метод был далеко не самым надежным, и частенько не срабатывал.

Чуть позже умельцы нашли возможность запускать сторонние приложения прямо с карт памяти PS2, а уже через эти приложения вы можете запускать любимые игры с USB-флешек или жесткого диска. Сама консоль останется не взломанной, стоит лишь вытащить из нее карту памяти. В целом, метод получил название Free McBoot, по названию самого приложения. Но тут есть некая загвоздка, так как для прошивки вашей карты памяти потребуется уже чипованная консоль.

Вообще метод запуска игр через Free McBoot стал довольно популярным, ввиду того что он довольно простой. А позднее именно этот метод открыл дорогу для других, более надежных способов играть в пиратские игры. Так, например, появилась возможность записывать игры на жесткий диск вашей PS2, а затем запускать их оттуда. Сделать это вы сможете с помощью программок OPL и HDL Dump GUI 2.1.

Уже в 2020-м году запуск приложений с карт памяти улучшили, благодаря новому программному обеспечению Fortuna, способному работать на всех Slimline моделях. Но и в этом случае, вам нужна или чипованная консоль, или карта памяти с настроенным Free McBoot. В том же 2020-м появился новый эксплойт для PS2 - FreeDVDBoot, позволяющий запускать игры и приложения с USB-флешки, благодаря специально DVD-диску. Тут даже особо делать ничего не нужно, кроме как записать специальный образ на DVD-болванку, ну и раздобыть необходимых игр на флешку.

Приставка в России.

Еще в 1999-м, до официального релиза, информация о готовящемся релизе новой консоли от Sony, появилась на страницах журнала Великий Дракон. C 50-го выпуска, в журнале начали публиковаться обзоры на игры для PS2 и первой игрой стала Dynasty Warriors 2. А вот полноценный обзор приставки вышел только в 56-м выпуске, под конец 2001-го года. При этом сама приставка тогда еще не добралась до России.

К нам в страну приставка прибыла два года спустя после релиза в Японии. Это были приставки PAL региона, с 5-м кодом региональной защиты DVD. PS2 в Россию прибыла полностью русифицированной, а вот игр на русском языке завезли не так много. На старте продаж, была всего одна игра, переведенная на русский – Primal. Это событие было подробно описано в журнале Страна Игр №23 от декабря 2002-го года.

С начала «нулевых» в России наблюдался спад популярности игровых консолей. Dendy и Sega Mega Drive свое отжили. Первая PlayStation еще была довольно популярна из-за доступности, но с рекламой, как это было у Dendy, никто особо не заморачивался. Да и собственного тв-шоу у приставки не было. Наша страна потихоньку переходила к компьютерному геймингу. Домашние ПК стали доступнее, а пиратство на компьютерах ничем не ограничивалось, что делало игры на этой платформе чрезвычайно доступными. Про игровые консоли, в этот период, почти не писали в крупных игровых журналах, все они отдавали предпочтения ПК-геймингу. Регулярно статьи об играх для PS2 появлялись только в «Великом Драконе», вплоть до его закрытия в 2004-м, и в «Стране Игр». Позднее к ним присоединился Game.exe, но продлилось это всего год, с 2005-го по 2006-й, а потом журнал закрылся.

Но обеим приставкам от Sony повезло чуть больше, чем остальным. Тут точно можно проследить особую любовь российских геймеров к PlayStation и PlayStation 2. Так как журналов, посвященных игровым приставкам от Sony, было несколько. Official PlayStation Россия, выпускаемый по лицензии британского журнала Official PlayStation Magazine, выходил с 1998-го по 2002-й. А уже в 2005-м начал выпускаться PlayStation 2 Official Magazine. Помимо игр для PS2, в нем обозревали проекты, для только что вышедшей портативной приставки Sony PlayStation Portable. Впоследствии статьи о портативной новинке выделились в отдельный журнал PlayStation Portable: The Official Guide Book Россия. Но уже к 2008-му году оба журнала реформировали в один - PlayStation Официальный журнал — Россия и уже в нем публиковали все новости и обзоры новинок для PS2, PSP и PS3. Но такой формат продержался чуть больше года. Кроме русифицированных британцев OPM и OP2M, был и еще один журнал – американский PSM, который тоже выпускался в России. Но и его судьба оказалась незавидной. После четырех лет публикаций его прикрыли, вместе с PlayStation Официальный журнал — Россия.

В России, официальным представителем приставок Sony PlayStation 2 стала компания СофтКлаб. Они начали свое сотрудничество с японцами еще в 2000-м, и в основном занимались выпуском игр для PS1 на территории России. Благодаря СофтКлаб, у геймеров появилась возможность сыграть в MediEvil 2 на русском языке. C 2010-го года и до сих пор, СофтКлаб является эксклюзивным дистрибьютором продукции Sony Computer Entertainment в России. Именно на их плечи лег российский запуск PS Vita, PS4 и PS5, а также огромного количества игр и аксессуаров для приставок Sony.

Но несмотря на старания Sony, в компании с отечественными партнерами, своей популярностью в России, PlayStation 2 обязана пиратам. Наверное, не найдется и городка, в котором не продавались бы чипованные версии приставок и дешевые пиратские диски для них. Где-то торговля происходила в магазинах, но гораздо чаще детвора устраивала настоящее столпотворение у рыночных палаток, торговавших этим счастьем. Сами пиратские издания представляли собой сборники из игр в которых вырезалось всё, кроме геймплея. Еще были издания с крайне паршивым переводом, от которого глаза и уши истекали кровью. То есть повторялась история первой PlayStation.

Приставка в Масс-медиа.

Рекламные кампании Sony никогда нельзя было назвать агрессивными, а вот экстравагантными и эпатажными - сколько угодно. Во многом тут сказывалась вседозволенность нулевых, когда можно было обыгрывать любые темы. К релизу второй PlayStation, Sony четко взяла курс на аудиторию более старшего поколения. Всё больше игр получало возрастной рейтинг 18+. Это отразилось и в рекламной кампании Sony PlayStation 2. Особенно в европейской. Первый рекламный ролик и вовсе был снят Дэвидом Линчем. Именно с него началась первая волна рекламы, посвященная концепции третьего места*. Впоследствии вышло несколько различных роликов, основной посыл которых был в том, что PlayStation 2 и есть то самое третье место.

«Третье место», согласно американскому социологу Рэю Ольденбургу, есть некое пространство, причем не обязательно реальное, отведенное для развлечений, рекреации и социализации человека. В целом, это довольно многообразное понятие. Третьим местом могут быть не только кафе, бары и таверны, но и рынки, торгово-развлекательные комплексы, церкви, парикмахерские и салоны красоты. Также к третьим местам можно отнести и события: вечеринки, концерты, пикники и прочие сборища людей. С появлением интернета Третье Место также вышло и в онлайн, появились социальные сети, массовые многопользовательские игры и прочие площадки, где люди могут свободно общаться.

>

Затем, с 2003-го началась новая волна рекламы PS2, со слоганом «Fun, anyone?». Все началось с простеньких, но забавных рисованных роликов, каждый из которых заканчивался этим самым слоганом. Затем начали появляться более масштабные рекламные ролики, например, рекламы Mountain или Storm. В 2004-м вышла целая серия роликов «Life on the PlayStation», стилизованных под сюжеты передач о дикой природе. В одном ролике, например, стадо гольфистов было атаковано прайдом порнозвезд. Причем здесь PlayStation 2? А черт его знает. Но людям нравилось, хотя и не всегда. После такой европейской рекламы, даже японские и американские маркетологи Sony нервно курили в сторонке.

Если в рекламных роликах, европейских маркетологов хоть что-то сдерживало, то в печатной версии рекламы PS2 они разошлись по полной. Тут вам и уже знакомые фокусы со шрамами, шутки со смертью и увечья. Не обошлось и без открытых намёков на секс, включая постер, стилизованный под иллюстрации из камасутры. В некоторых рекламных материалах прошлись по христианской религии, чем умудрились взбесить немалую часть католической Европы и даже получили «бан» от Ватикана. В общем, людей провоцировали как могли и это работало. Несмотря на то, что порой было не понятно, что вообще рекламируется, логотип приставки, в конце концов, прочно впитывался в мозги.

Конечно, одной рекламой присутствие PS2 на ТВ не ограничивалось. В отличие от нашего телевиденья, за рубежом выходило довольно много телепрограмм про видеоигры. С 1999-го года по 2005-й, по всей Европе, вещал целый телевизионный канал, посвященный видеоиграм – Game_Network, на котором выходили передачи самой разной тематики. В 1998-м в Америке запустили шоу X-Play, посвященное исключительно видеоиграм. Для нас оно примечательно, в первую очередь тем, что его транслировали и в России на телеканале MTV.

В Европе и вовсе выпускалось огромное количество передач, многие из которых держались от силы 1-2 сезона. Самыми живучими оказались два шотландских тв-шоу: Consolevania продержалось в эфире целых 13-ть лет с 2004-го по 2017-г; VideoGaiden выходило с 2005-го по 2016-й. Канадское шоу Reviews on the Run выходило в эфир с 2002-го по 2014-го. Австралийское шоу Good Game было в эфире с 2006-го по 2016-й, сама передача жива и поныне, но уже в формате YouTube канала Good Game.

Закат популярности.

С выпуском конкурентных приставок 6-го поколения от Microsoft и Nintendo, позиции Sony на рынке игровых приставок практически не пошатнулись. Причем сама PlayStation 2 настолько сильно захватила главенство на консольном рынке, что и в следующем поколении долго не сдавала позиции, уступив по продажам приставке Nintendo Wii только в 2008-м году. К 2011-му продажи достигли 155-ти миллионов экземпляров, сделав PS2 самой продаваемой игровой приставкой в истории. Производство консолей было остановлено только под конец декабря 2012-го года, но только в Японии. В остальном мире приставки делали еще целую неделю, и окончательно остановили производство 4-го января 2013-го года. Тем самым консоль производилась целых 13 лет, уступив по длительности жизненного цикла только Famicom/NES.

Приставки сейчас.

Очевидно. господство PS2 не могло длится вечно. Уступив место приставкам последующих поколений, PlayStation 2, со временем, перешла в категорию ретро-консолей, обросла несколькими эмуляторами и сейчас представляет ценность лишь для коллекционеров. В виду своей огромной популярности и большой доступности, в 2021-м году не составит труда найти себе приставку, чтобы приобщится к её истории. А если желания раскошеливаться на старое железо у вас нет, то с помощью эмуляторов вы можете поиграть во все игры консоли и наверстать упущенное.

Автор: Folstaad для сайта GameSpirit.ORG.

Ключевые слова: PlayStation 2, Sony, Sony PlayStation 2