История Sega Dreamcast

Категории: игровые консоли

Название: Dreamcast
Разработчик: Sega
Издатель: Sega
Дата выпуска: 27/11/1998
Жанр:
Платформы: игровые консоли

История разработки приставки. Другие значимые консоли 5-го поколения

Итак, война консолей пятого поколения закончилась безоговорочной победой Sony. Инновационный, но слишком сложный Saturn, добитый странными решениями маркетологов Sega, провалился. Припозднившаяся Nintendo 64 оказалась чуть более успешной, но картриджи и запоздалый выход сделали свое дело. PlayStation забралась на вершину пьедестала, и нужно приложить немало усилий, чтобы сбросить её оттуда.

Разработкой новой консоли Sega занялись еще до релиза Saturn’a. Так как уже тогда инженеры Sega понимали, что Saturn не конкурент для Sony с их Playstation. И это довольно интересная история, хотя бы потому, что в Sega приняли решение доверить работу над новой консолью сразу двум независимым командам. Первая команда состояла из внутренних сотрудников японского подразделения Sega, руководил ей Хидэки Сато, занимавшийся созданием Sega Saturn. Вторая команда была собрана в Америке, ей командовал Тацуо Ямамото из научно-исследовательской лаборатории IBM Austin, этот проект получил кодовое название BlackBelt. Причем вторая команда была настолько засекреченной, что первая о них знать не знала.

Японский прототип получил название Dural. В его основе лежал процессор Hitachi, SuperH четвертого поколения и графический процессор PowerVR2 от VideoLogic и NEC. Эту версию прототипа отличало наличие водяного охлаждения для приставки. А американская команда решила разрабатывать систему на процессоре Motorola PowerPC 603e, а в качестве графического процессора, планировалось использовать модифицированную версию видеокарты Voodoo 3.

Второй вариант выглядел гораздо более мощным и привлекательным, и выбери Sega его, история Dreamcast могла пойти совсем по иному пути. Но этому не суждено было случится. Sega разорвала все отношения с производителями карт Voodoo из-за того, что 3dfx Interactive раскрыли практически все детали своего контракта с Sega, который держался в строжайшем секрете даже от сотрудников самой Sega. И вот так вот проект Dural, разрабатываемый японской командой, стал приоритетным.

Как и с Saturn’ом, это решение стало лишь одним из немногих спорных решений Sega. Следом за разрывом отношений с 3dfx Sega лишилась поддержки одного из крупнейших издательств Америки – EA. Причин для этого было несколько. Во-первых, EA была озадачена выбором проекта Dural. Особенно, если учесть то, что к началу разработки новой консоли EA активно инвестировала в компанию 3dfx и была гораздо лучше знакома с архитектурой Voodoo 3. Во-вторых, Sega приобрела компанию Visual Concepts, занимающуюся разработкой спортивных симуляторов, а EA хотели быть единственным издательством, выпускающим спортивные игры для будущей Dreamcast. И если отказ от проекта Blackbelt EA еще хоть как-то могли стерпеть, то конкуренцию с Visual Concepts на приставках Sega они не желали.

Вспоминая не самый удачный опыт разработки Sega Saturn, на этот раз компания пошла другим путем, стараясь упростить как аппаратную, так и программную части своей новой приставки, делая её при этом более доступной для широкой аудитории. Так что от водяного охлаждения пришлось отказаться. К февралю 1998-го года разрабатываемая консоль сменила название на Katana, но и это был не окончательный вариант названия. Dreamcast появился только к концу этапа разработки приставки, это название выбирали с помощью конкурса.

В остальном дальнейшая разработка Dreamcast проходила достаточно спокойно и без задержек. Впервые новую приставку показали 21 мая 1998-го на пресс-конференции Sega New Challenge. А на осенней выставке Tokyo Games Show 98-го года приставку показали в виде сразу трех прототипов. Dreamcast вызвал значительный интерес у публики, и, даже несмотря на провал с приставками Saturn, новое устройство от Sega получило множество запросов на предзаказ.

Правда на японском релизе не обошлось без проблем. Из-за задержек в производстве графических процессоров PoverVR пришлось отменить часть предзаказов и снизить количество отгруженных в магазины приставок с полумиллиона до ста пятидесяти тысяч. Из-за высокого ажиотажа вокруг Dreamcast эти 150 тысяч были раскуплены в первый же день продаж, 27 ноября 1998-го года. Но вот дальше темпы снизились и в целом запуск в Японии стал для Sega разочаровывающим. Слабый ажиотаж вокруг новой консоли был обусловлен еще и тем, что в стране «Восходящего Солнца» довольно неплохо продавался и Saturn. Ну и сказалось то, что на старте продаж у Dreamcast было всего четыре игры: July, Pen Pen TriIcelon, Virtua Fighter 3tb и Godzilla Generations.

Зато старт продаж в Америке прошел невероятно гладко благодаря отличной маркетинговой кампании по продвижению Dreamcast в США. Релиз состоялся 9-го сентября 1999-го года. И эта дата была максимально красивой для старта продаж - 9.9.99. За первые сутки было продано более 200 тысяч приставок. А полная выручка первого дня от продаж Dreamcast’ов, игр к ним и аксессуаров составила почти 100 миллионов долларов. К концу второй недели количество проданных приставок перевалило за 500 тысяч единиц. Во многом такой успех случился, благодаря понижению цены до 200$, а затем и до 150$. Фактически приставки продавались в убыток для Sega. Примерно такая же история получилась и в Европе, хотя ажиотаж вокруг приставки был гораздо меньше чем в США. За первый день продаж было реализовано 100 тысяч консолей, большая часть которых пришлась на Великобританию. И все у Dreamcast было хорошо, пока на горизонте не замаячила Playstation 2. Но это уже совсем другая история.

Характеристики и особенности.

Как уже упоминалось выше, из двух разрабатываемых вариантов будущей приставки Sega выбрала японскую разработку. Сердцем приставки стал 32-битный RISC процессор SH-4, созданный специально под нужды новой приставки Sega. SH-4 мог вычислять геометрию и освещение в игре со скоростью до 10-ти миллионов полигонов в секунду. В паре с ним работал графический процессор PowerVR2 с пропускной способностью движка рендеринга до 7-ми миллионов полигонов в секунду. Приставка могла выдавать картинку с разрешением 640х480 и имела VGA выход. Оперативная память Sega Dreamcast составляла 26 МБ. Из них 16 приходилось на основную память, 8 МБ на видеопамять, и еще 2 МБ на звуковую оперативную память. В качестве аудиочипа использовался аудиопроцессор производства Yamaha – AICA, который в 10 раз более производительный, чем у Saturn’а.

В качестве носителей информации для Dreamcast был разработан новый формат оптических дисков – GD-ROM. В отличие от стандарта CD-ROM, GD-диски обладают большей плотностью и способны хранить информацию объемом до 1,2 Гб. Но и тут закрались подводные камни, GD-диски оказались слишком нежными, и небольшая царапинка или пятно могли сделать диск полностью нечитаемым. Но благодаря своему собственному формату дисков Sega смогла нехило сэкономить на производстве своей приставки. Помимо GD-дисков приставка могла считывать еще несколько нестандартных CD-форматов, также разработанных Sega: Mega CD, CD+G и MIL-CD. Последний кстати и позволил взломать приставку, сократив и без того небольшой жизненный цикл Dreamcast. Но об этом чуть позже.

От консолей предыдущего поколения Dreamcast выгодно отличался наличием модема, входящего в комплект поставки. Причем модем являлся модульным, что было довольно разумным решением, так как его можно заменить на более мощную модель. На старте продаж японская версия Dreamcast поставлялась с модемом, максимальная скорость передачи данных которого составляла 33,6 кбит/с. А американские приставки получили уже более шустрые модемы со скоростью в 56 кбит/с, после релиза в Америке такими же модемами укомплектовали и Dreamcast’ы японского региона.

Кроме всего вышеописанного Sega Dreamcast имела поддержку модифицированной версии ОС Windows CE, которая поставлялась на отдельном диске. Она использовалась в основном разработчиками, которые с её помощью могли подключать оптимизированные наборы библиотек DirectX, DirectInput и DirectSound, что крайне облегчило разработку игр для новой приставки от Sega.

Модельный Ряд

Модельный ряд Sega Dreamcast не блистал разнообразием. В версиях для разных регионов отличия минимальны. Японские и Американские модели отличаются цветом логотипа и цветом пластика на индикаторе питания. Европейская модель более серая, а логотип приставки выполнен в синем цвете.

Первая лимитированная версия Dreamcast вышла в начале 1999-го года и от базовой версии она отличалась наклейкой с логотипом Toyota. Продавалась она исключительно в дилерских автоцентрах Toyota. А заключено такое партнерство было исключительно для привлечения внимания и увеличения продаж обоих брендов.

В августе 1999-го вышла вторая лимитированная приставка от Sega в этот раз более интересная. Консоль создавалась в партнерстве с японским брендом краски Maziora. Приставка получила перламутровое покрытие, которое красиво переливалось на свету и изменяло цвет в зависимости от угла обзора и яркости освещения. Всего было выпущено 500 таких консолей. Одну из 300 можно было купить в онлайн-магазине Sega. А остальные 200, подписанные знаменитым мотогонщиком Тадахико Тайро, можно было выиграть в конкурсе, проходившем во время мотогонок.

В 2000-м году вышло сразу 5-ть разных лимитированных версий Dreamcast. Вначале появилась две версии Dreamcast CODE: Veronica LIMITEDBOX, посвященных, как несложно догадаться, игре Resident Evil Code: Veronica. Одна была выполнена в красном цвете – Claire: Red, вторая в пурпурном – Stars: Dark Purple.

В конце марта 2000-го года вышла версия приставки в черном цвете - Super Black. Первые 100 консолей, точнее возможность их купить за 21000 йен, Sega разыгрывала на своем сайте. Затем тираж расширили, но никто точно не знает, сколько Dreamcast Super Black было выпущено, предположительно около 1000.

25-го августа вышла золотая версия приставки — Dreamcast Gold, этих приставок было всего пять, все разыгрывались через конкурс по игре Pro Yakyuu Team De Asobou Net! Затем были версии приставки Hello Kitty и Sega Sports. Самой же необычной стала приставка Divers 2000 CX-1 со встроенным телевизором, и стилизованная под голову маскота Sega – ежа Соника.

Последней лимитной версией приставки стала Dreamcast R7, выпущенная только для залов Пачинко, где она использовалась в качестве игрового терминала. Впоследствии под давлением фанатов данная модель была выпущена для обычных пользователей. Выпуск составил 2000 экземпляров.

Стандартные контроллеры.

Стандартный геймпад для Dreamcast, как можно судить по внешнему виду, вдохновлялся контроллером 3D Control Pad для Sega Saturn с явной оглядкой на геймпады от Nintendo. Контроллер Dreamcast получился массивным, от чего частенько случались споры по поводу удобства контроллера. Элементы управления в левой части остались от 3D Control Pad, сверху размещался аналоговый стик, ниже был расположен D-pad. А вот кнопки в правой части геймпада претерпели серьезные изменения в сравнении с предыдущими контроллерами. Теперь их осталось четыре X, Y, A и B. Расположились они ромбом. Два аналоговых триггера расположены в верхней части контроллера.

Кроме этого в геймпаде было сразу два порта для расширений. Как правило, первый использовался для установки карт памяти к DreamcastVM/Visual Memory. Во второй порт вставлялись прочие аксессуары, например, Jump Pack.

Аксессуары.

Как и многие другие игровые приставки, Sega Dreamcast обладала огромным количеством аксессуаров, тут были и карты памяти, и самые различные контроллеры, и устройства для взлома игр, и прочие полезные девайсы, способные расширить возможности Dreamcast. Ниже можно ознакомится со списком официальных аксессуаров от Sega, а также с самыми интересными девайсами стороннего производства.

Dreamcast Keyboard and Mouse.

Одни из самых распространенных аксессуаров для приставок Dreamcast. В основном применялись для более удобного пользования интернетом, на приставках, а также имели поддержку некоторых игр, например, Quake III Arena и Unreal Tournament.

Dreamcast Gun.

Световой пистолет для Dreamcast, выпущенный самой Sega, только для Японского и Европейского рынков. В Америке это устройство побоялись выпускать из-за массовых убийств в школе «Колумбайн». Тем не менее японский пистолет, полностью совместим с американскими приставками, вот только с играми NTSC-U региона работает, крайне плохо.

Dreamcast Twin Stick.

Контроллер с двойными аналоговыми джойстиками и слотом для VMU. Выпускался только в Японии и активно использовался только в одной игре: Cyber Troopers Virtual-On: Oratorio Tangram.

Fishing Controller.

Контроллер сделанный в форме удочки. Не сложно догадаться, что использовался в основном для симуляторов рыбной ловли, таких как Bass Rush Dream, Sega Bass Fishing 1 и 2 и прочих. Кроме симуляторов контроллер позволял весьма комфортно играть в Virtua Tennis и в файтинг Soulcalibur.

Samba de Amigo Maracas Controller.

Весьма интересный набор контролеров выполненный в виде маракасов. Использовались только в одной игре Samba De Amigo. Маракасы способны посылать сигнал обратно приставке, сообщая положение контроллеров и то, как часто они встряхиваются.

VMU.

Эдакая продвинутая карта памяти с расширенным функционалом. VMU обладала собственным дисплеем и кнопками. Отдельно от контроллера Dreamcast VMU могло использоваться в качестве независимой портативной консоли, для которой имелись собственные игры. Кроме этого VMU расширяли возможности отдельных игр, например, в Sonic Adventures можно было выращивать виртуальных домашних животных. Единственным серьезным недостатком этого модуля было питание от батареек, которые очень быстро разряжались, когда VMU отключался от контроллера.

4Х Memory Card.

Более простая альтернатива VMU, без дисплея и кнопок, но с большим объемом памяти. В некоторых играх раннего периода у данной карты возникают проблемы. Иногда 4Х Memory Card попросту не обнаруживается игрой, а иногда и вовсе выходит из строя.

Jump Pack.

Модуль, который добавляет контроллеру функцию вибрации. Помимо оригинального модуля от Sega существуют многие варианты сторонних Jump Pack’ов, некоторые из которых совмещают в себе функции вибрации и карты памяти.

Dreamcast Microphone.

Микрофон для Dreamcast, помещаемый в первый слот расширения на контроллере. Изначально был разработан для игры Seaman, хотя впоследствии поддержку добавили и для других игр. Планировалось, что с помощью микрофона можно будет совершать бесплатные телефонные звонки между пользователями Dreamcast, но от этого в конце концов отказались.

Dreameye.

Цифровая камера, выпущенная компанией Sega для Dreamcast. Использовалась в качестве веб-камеры или цифровой фотокамеры на 3 мегапикселя.

Dreamphone.

Эдакий полумифический девайс, представляющий собой компактный телефонный аппарат, с помощью которого вы могли продолжать пользоваться телефонной сетью даже во время нахождения в интернете через свою приставку Dreamcast. Выпускалось это устройство только в Японии.

Dreamcast Karaoke.

Караоке устройство для Dreamcast. Оно поддерживало два микрофона и позволяло пользователям скачивать новые песни из интернета.

Dreamcast VGA Box.

Этот небольшой девайс позволяет системе Dreamcast выводить видеосигнал 480p через VGA выход. По большей части таким способом приставку можно было подключать только к компьютерным мониторам, так как телевизоров с VGA-входом во времена продаж Dreamcast найти было весьма сложно. Выходил VGA Box только в Японии, но отлично работал и с приставками других регионов.

Игры.

Ввиду небольшого срока жизни Dreamcast, игровая библиотека этой консоли не может порадовать вас огромным количеством тайтлов. По большей части библиотека состоит из мультиплатформенных проектов, но и интересные эксклюзивы тут встречаются.

Говоря об играх для Dreamcast невозможно обойтись без упоминания серии Shenmue. Это несомненно одна из самых знаменитых игр для Dreamcast. Кроме нее приставка может порадовать вас и другими играми жанра Action Adventure: Blue Stinger, Carrier, D2, Illbleed, The Ring: Terror’s Realm.

Не оставили без эксклюзивов и любителей подраться, для приставки выходило несколько отличных Бит’эм апов: Sword of the Berserk: Guts’ Rage, Zombie Revenge, Soul Fighter. И без файтингов тоже не обошлось. На Dreamcast выходили Soulcalibur и Virtua Fighter 3tb вместе с кучей других хороших игр.

Было чем заняться на Dreamcast и любителям шутеров. Soldier of Fortune, Quake III Arena, Unreal Tournament, Tom Clancy’s Rainbow Six, MDK 2, Spawn: In the Demon’s Hand.

Если вы любите гонки, то здесь вас ждала весьма внушительная библиотека гонок. Две части Crazy Taxi, Sega Gt, Sega Rally Championship 2, несколько частей Test Drive, мультяшные South Park Rally и Looney Tunes: Space Race.

Для Dreamcast была выпущена целая линейка отличных спортивных симуляторов от Visual Concepts, из-за покупки которых EA отказала Sega в сотрудничестве.

Единственное с чем было плохо у Sega Dreamcast – японские ролевые игры. И это уже совсем странно для японской игровой приставки. На Dreamcast’e любители жанра JRPG смогут насладиться лишь Skies of Arcadia, Record of Lodoss War и Time Stalkers.

Но зато только на этой приставке вы могли поиграть в странную Seaman. Даже не просто странную, а странную до безобразия. В игре вам нужно было выращивать нечто, напоминающее рыбу с человеческим лицом. За ним нужно было ежедневно следить, кормить, убирать аквариум, регулировать температуру и количество кислорода в воде, а также общаться через микрофон. Со временем существо росло и эволюционировало в более сложные формы и в конце концов выбиралось из воды.

Пиратство.

Получив необходимые уроки из истории с пиратством на Saturn’е, где все, что требовалось для обхода защиты – один единственный лицензионный диск, с помощью которого можно было запускать любые пиратские игры, Sega пошла на довольно интересный шаг. Совместно с Yamaha, они разработали новый формат оптических дисков GD-Rom специально для Sega Dreamcast. И, казалось бы, что могло пойти не так? Возможностей пиратов явно не хватило бы, чтобы делать свои GD диски. Но оптический привод Dreamcast отлично справлялся и с CD-дисками в сеговском формате MIL-CD.

Это и было слабым местом приставки. Но и в Sega работали не дураки, поэтому добавили защиту, которая понимала, что в неё поместили пиратскую версию игры и попросту зависала. Решение этой «пиратской» проблемы пришло, когда в руки пиратов попал официальный девкит проекта Katana. С его помощью приставку можно было подключать к ПК и использовать как GD-привод. Но и попотеть в обходе аппаратной защиты тоже пришлось. Упрощенный процесс изготовления пиратской копии представлял собой такую последовательность: вначале содержимое лицензионного диска копировалось на ПК, затем, если игра была слишком велика для обычного CD-диска, её урезали (чаще всего под нож шли внутриигровые ролики и музыка). После этого всю информацию записывали на болванки CD-R. И полученный результат отлично работал на любой Dreamcast. Sega довольно быстро отреагировала на взлом и перестала выпускать приставки? поддерживающие MIL-CD.

Отдельным пунктом в разделе о пиратстве стоит упомянуть и такой феномен как Bleemcast. Это был некоммерческий эмулятор, позволяющий запускать на приставках Sega Dreamcast некоторые игры от Playstation. Доработанные версии игр от PS записывались на CD-диски и вполне себе неплохо запускались на приставках от Sega. Но свет увидело всего три игры: Gran Turismo 2; Metal Gear Solid; Tekken 3. Больше создатели Bleem! сделать не успели, так как в ходе судебных разбирательств с Sony, они потеряли все свои деньги и обанкротились к ноябрю 2001-го года.

Приставка в России.

Несмотря на довольно слабую информационную поддержку, последняя игровая приставка от Sega смогла протоптать дорожку к сердцам русских игроков, и полюбилась многим на территориях бывшего СССР. По большей части, конечно, это случилось из-за того, что приставка в Россию попала уже после того, как для нее научились делать пиратские диски. И с ней получилась примерно такая же история, как и Sony Playstation. Сами Dreamcast’ы были относительно недорогими и зачастую продавались дешевле чем PS. А уж честные заверения продавцов о том, что она мощнее чем Playstation, частенько заставляли делать выбор в её пользу. Единственным минусом в этой ситуации было, пожалуй, лишь то, что ассортимент игр для приставки от Sega был гораздо меньше.

В журнале Великий Дракон первое упоминание о Dreamcast проскользнуло в номере 42 за февраль 1999-го года, причем буквально парой строчек. А уже в 44-м номере, Dreamcast’у посвятили небольшую колонку о сравнении консоли с грядущими PS2 и Nintendo Dolphin. Затем короткие новости периодически всплывали на страницах журнала. В 51-м номере ВД была опубликована краткая история игровых приставок, где упоминалось и о Sega Dreamcast. А с 53-го номера в журнале появилась постоянная рубрика, посвященная играм для Dreamcast, которая продержалась до самого закрытия журнала. В других журналах про Dreamcast тоже писали, но гораздо меньше. Вскользь Dreamcast упоминалась на страницах Game.exe, Игромании, Навигатора Игрового Мира и Страны Игр. Кроме всего этого для Dreamcast выходили весьма популярные в то время книги кодов и секретов.

Приставка в масс-медиа.

В зарубежных СМИ Dreamcast активно продвигался и печатной рекламой в различных изданиях, и наружной рекламой, и видеороликами. Но ничего эпатажного вроде Сегаты Санширо, как это было у Saturn’а, делать не стали. Ограничились вполне обычными для того времени рекламными роликами, главным героем которых стал исполнительный директор Sega - Хидекадзу Юкава, также известный как Mr. Sega.

Гораздо лучше обстояли дела с маркетингом у американского подразделения Sega. Тут рекламная кампания развернулась на полную. Началось все летом 1999-го с довольно странной маркетинговой кампании «It’s thinking». Долгое время люди вообще не понимали, что же им предлагают, пока, наконец, в одном из роликов не показали саму консоль. Такой подход оказался крайне успешным для Sega. В Америке продажи Dreamcast стартовали очень хорошо.

Закат популярности.

У Sega Dreamcast могло быть продолжительное и светлое будущее, если бы его не отягощал ряд не самых удачных решений руководства. Но больше всего проблем Dreamcast’у создал провал предыдущей приставки от SegaSaturn. После релиза этой неудачной приставки финансовые проблемы Sega росли год за годом. Затем последовали: отказ в сотрудничестве от EA, повальное пиратство и, наконец, выход Playstation 2. В начале 2001-го года Sega объявила о прекращении производства Dreamcast, а 31 марта всяческая поддержка последней приставки от Sega была остановлена, а сама компания занялась исключительно издательством и разработкой видеоигр. Dreamcast продержалась на рынке всего два с половиной года.

Приставки сейчас.

После отмены производства Dreamcast еще железо нашло применение в области аркадных игровых автоматов NAOMI. А сейчас Dreamcast, как и почти любая другая ретро-консоль переживает довольно стандартный период жизни, когда о ней вспоминают с теплотой и любовью. Купить даже новые приставки сложно, но все еще можно. Для многих будет удивительным тот факт, что сервера для некоторых онлайн-игр до сих пор работают, конечно же, только за счет фанатов. И даже найти запчасти для вышедших из строя Dreamcast’ов не составит сложности. Не меньшим шоком станет и то, что для приставки до сих пор выходят игры, причем не только порты, но и эксклюзивы. Ну а если вы хотите ознакомиться с игровой библиотекой Dreamcast без затрат на покупку консоли, можете испробовать один из эмуляторов. Многие из них сейчас работают довольно стабильно.

Автор: Folstaad для сайта GameSpirit.ORG.

Ключевые слова: sega, dreamcast, blackbelt, katana, dural, GD-rom, Sega Dreamcast, Дримкаст, VMU