GameSpirit.org

Обзор игры Чёрная Книга

Название:
Чёрная Книга
Разработчик:
Morteshka
Издатель:
HypeTrain Digital
Релиз:
10.08.2021
Большой отечественный геймдев, как бы печально это ни было, оказался чуть-ли не мертворожденным. Так и не сумев толком сформироваться, он практически загнулся. Хотя даже в такой ситуации, десяток-другой действительно интересных проектов, сделанных руками российских студий, насчитать можно. Это и Корсары, и Космические Рейнджеры, и Златогорье, и пятая часть Героев Меча и Магии, и довольно крепкая Disciples 3. Список далеко не полный. Несмотря на завидный потенциал, «большие игроки» в отечественной видеоигровой индустрии, раз за разом, умудряются наступать на одни и те же грабли. То рассчитают бюджет так, что потом на игру
Lada Racing Club
не остаётся
. То наобещают с три короба, а потом и трети обещанного
Корсары 3
не выдадут
. То бесконечно затягивают разработку, или вовсе отменяют уже готовую игру, как это было с Приключениями Капитана Блада. То пилят беззубые ответы западным тайтлам, грозя при этом кулаками и тапками, мол вот мы вам покажем. А потом показывают такую
В основном игры по отечественным фильмам: Бумер, Параграф 76, Волкодав, Меченосец, Брат 2. Список можно продолжать очень долго
хрень
, что стыдно за неё нам с вами.
С другой же стороны, у нас имеется постоянно разрастающийся отечественный инди-сегмент, который, периодически, умудряется откровенно удивлять и радовать. Выдавая по-настоящему интересные и классные игры, за которыми хочется просиживать десятки и даже сотни часов. Среди многих игр, вышедших за последние несколько лет, можно смело отметить некоторые из них: красивую и интересную, хоть и вторичную - Ash of Gods: Redemption; крайне уморительную и оригинальную Breathedge; жутко атмосферную визуальную новеллу Зайчик, необычную Highfleet; и конечно же - неподражаемый
эт мы угораем, если что. На самом деле этот шедевр пока не вышел
Симулятор Бухания Онлайн
. И сейчас, разговор пойдет об еще одной игре, достойной встать в этот, далеко не полный, список.
Российская студии Morteshka, ответственная за виновника сегодняшнего материала, была создана в 2015-м году в Перми. И почти сразу же, команда из двух человек начала работать над своим первым проектом – Mooseman/Человеколось, основанным на мифологии Коми. Разработка заняла два года. В феврале 2017-го года Mooseman добралась до релиза. И получила весьма положительные оценки. После небольшого перерыва команда занялась разработкой своей второй игры, о которой не спешила распространяться. В течении разработки второго проекта, состав Morteshka разросся до пяти человек. В январе 2020, состоялся полноценный анонс новой игры, получившей название «Черная Книга». Как и предыдущий проект, эта игра частично основана на мифах и преданиях Коми, в большей части сосредоточенных на территории Пермской области, включающих как дохристианские верования, так и более поздние.
Сеттинг игры вызывает интерес уже тем, что события Чёрной Книги, развивается на территории Российской Империи, под конец XIX века. Согласитесь, такое встречается не часто. На дворе 1879-й год. На престоле восседает Александр II. Страна переживает огромные перемены. Не так давно было отменено крепостное право. Только-только одержана победа в
1877-1878 годы
Русско-Турецкой войне
. В мире продолжается промышленная революция, сопровождающаяся быстрой урбанизацией. До больших городов доходит электрическое освещение и даже в самые отдаленные деревеньки уже добрался телеграф.
Но всё это весьма отдаленно относится к миру Чёрной Книги. Здесь в Чердынском Уезде, Пермской Губернии, еще жива магия. Мир этого уголка необъятной страны, весьма скрупулезно собран из
не путать с древнерусским
старорусского фольклора
: мифов, преданий, сказок и
Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой
быличек
. Отовсюду сквозит двоеверие. Тут встречаются колдуны и упыри, русалки и лешие, банники и суседки. Вместе с которыми соседствуют ангелы и черти. А порча и сглаз, заговоры и молитвы, проклятья и благословения имеют, в Чердынском Уезде, реальную силу. Во время работы над игрой, сотрудники Morteshka активно контактировали с историками и антропологами, довольно тесно работали с Пермским краеведческим музеем, изучали архивные карты Чердынского уезда и ездили в саму Чердынь и её окрестности. Так, в игру перекочевало и несколько исторических зданий, включая церковь Святой Троицы в Вильгорте. Кроме этого, ими была изучена целая куча другой информации, из различной специализированной литературы. Как, например, словарей и различных справочников.
Результатом такой кропотливой работы и стала Чёрная Книга. Она воспринимается как одна большая и очень интересная быличка. Помимо интересной истории игру можно рассматривать, как довольно серьезный познавательный материал. В Черной Книге имеется настоящая внутриигровая энциклопедия, написанная научным консультантом Morteshka
известный Пермский фольклорист
Константином Шумовым
. Также в игре можно найти сборник тех самых быличек, на которых основана история игры, они будут открываться по мере исследования мира игра. Помимо прочего, в ходе путешествия по игре, можно собрать коллекцию красивейших народных песен.
История Чёрной Книги начинается с весьма обычной драмы. Главная героиня – девушка по имени Василиса, потеряла своего возлюбленного. Но мириться с таким положением дел она не намерена. И у неё действительно есть варианты, как повлиять на незавидную судьбу. Дело тут в том, что Василиса живет вместе с деревенским колдуном Егором, удочерившим её уже давным-давно. Егор еще с детских годов Василисы планировал обучить её колдовскому ремеслу и передать ей древний и мощный артефакт –
а заодно и своих чертей
Чёрную Книгу
. Но девушка упорно не хотела этим заниматься. Ровно до тех пор, пока в её двери не постучалась беда. Теперь же она намерена стать знаткой, чтобы вернуть возлюбленного с того света. Для этого девушке нужно открыть семь печатей на книге, спустится в ад и потребовать исполнение своего желания.
С посвящения в колдуны и начинается игра. По игровому процессу Чёрная Книга – настоящий коктейль из различных игровых механик. В большей части это конечно же визуальный роман. Василисе придется много путешествовать по Чердынскому Уезду, перемещаясь по игровым картам разных районов. Где-то у вас будет лишь прямая дорожка, а где-то путь с большим количеством ответвлений. В путешествии вы будете встречать огромное количество колоритных персонажей, беседовать с ними и
или нет
решать их проблемы
. Несмотря на то, что главной задачей Василисы является снятие печатей с книги, частенько она будет заниматься другими, самыми разнообразными делами. Основная сюжетная линия игры предусматривает различные отступления и дополнительные активности. Тут у крестьян нечисть в деревне разгулялась, придется её угомонить. Здесь колдун порчу навел, тоже людям помочь нужно. Там болезнь жуткая завелась – придется лечить. Игра постоянно будет подкидывать вам различные дополнительные проблемы. И нельзя сказать, что они мешают или надоедают. Скорее наоборот, каждая из них по-своему интересна и раздвигает рамки игрового мира. Настоятельно рекомендуем браться за любое дополнительное задание, если желаете получить от игры максимум впечатлений.
Некоторые ключевые локации получится исследовать более тщательно. С видом от третьего лица. Как правило для осмотра будут даваться небольшие кусочки игрового мира, по которому можно будет побегать и внимательно всё осмотреть. Разнообразия тут хоть отбавляй. То по полюшку побегать дадут, то возле мельницы покружить, то залезть под банный полок и очутится в потустороннем мире, а то и вовсе получится притоптать дорожки мира подводного или пекла адского. Где-то, во время таких забегов, получится найти дополнительные целебные, или другие полезные травы. Где-то попадутся колдовские предметы, обладающие определенными полезными. А где-то нужно будет решить несложную головоломку.
Чердынский Уезд густо населен различной нечистью, и состязаться с ними придется не только силой. Некоторая часть проблем может быть решена хитростью, во время разговора. Иногда придётся подумать головой и правильно ответить на вопрос, или на загадку. На старую добрую народную загадку, на подобии тех, что вам загадывали в детстве, но чуть сложнее и гораздо мрачней. Другую часть боёв можно избежать, предложив нечистым сыграть в карты. В «дурака» и черти, и даже высокопоставленные бесы рубиться любят. Так что с радостью перекинуться с вами в картишки. Но ценой такой игры, может быть ваша душа.
Но большую часть столкновений с нечистью придется решать колдовской силой. И вот тут в дело вступает вторая составляющая часть игрового процесса – карточные бои. Вообще игр, с внедрением элементов коллекционных карточных игр, в последнее время вышло огромное множество. В некоторой степени, они даже поднадоесть успели. Но Чёрная Книга, не иначе как с помощью черного колдунства, умудрилась сделать так, что карточная боевая система выглядит довольно интересно и свежо. Суть тут вот в чём: у Василисы имеется Чёрная Книга, в которой хранятся колдовские слова. В игре, вы можете наблюдать их в виде карт.
Из карт со словами вы можете собрать себе несколько колод, количеством от 13-ти до 33-х карт, которые затем и будете использовать в бою. В начале схватки, вам в руку падает некоторое количество карт из выбранной колоды. Из колдовских слов, указанных на картах нужно составить заговор, который наложит определенные эффекты на врагов, или на вас. Но по тупому закидывать врагов картами не выйдет. Тут есть много условностей. Во-первых, на каждый заговор приходится определенное количество слов. Во-вторых, есть черные и белые карты. С некоторыми исключениями, белые карты дают бонусы Василисе, усиливают атаки, дают дополнительную защиту и лечат. Черные же карты, наоборот, нужны чтобы наносить врагам урон и накладывать на них различные отрицательные эффекты, например, сглаз и порчу. В-третьих, слова имеют два разных типа: приказы и ключи. И для каждого типа, в заговоре имеется ограниченное количество мест. Наконец, слова могут содержать различные дополнительные эффекты. Например, некоторые произнесенные слова, остаются в заговоре на несколько ходов, другие используются всего один раз за раунд, а третьи применяются мгновенно, в обход ограничений на количество слов.
Самое приятное в боевой системе – разнообразие ситуаций и противников. Одной единственной колодой пройти игру не удастся. Рано или поздно, вам встретится противник, для которого колоду придется пересобрать чуть ли не полностью. Даже если до этого, оперативно заменялись слова, при получении более сильных карт. Особенно это актуально для схваток с боссами, на более высоких уровнях сложности. Еще немного разнообразия в схватки вносят так называемые сражения-головоломки. В которых с определенным набором
не зависящим от вашей колоды
карт
, нужно разбить противостоящих вам бесов, за определенное количество ходов.
Конечно же, в Чёрной Книге не обошлось и без ролевых элементов. За победы над врагами, за правильные ответы на вопросы и загадки, и за многие другие действия Василиса будет получать очки опыта, которые будут складываться в новые уровни. За каждый уровень будет давать одно очко навыка, которое можно будет потратить на прокачку колдовской силы девушки. Дерево навыков не сильно разнообразно, но полезные навыки там есть. Можно улучшить количество карт в руке и заговоре. Можно усилить черные или белые
по отдельности
слова из книги
. Можно научить Василису мухлевать во время игры в «дурака» или снизить цену у бродячих торговцев.
Еще одной интересной особенностью игры стала «Пестерь с Чертями», что имеется у каждого колдуна. Черти не только дают колдуну его силу, но и мучают его, если не занять их какой-то работой. А работа у чертей одна – портить людям жизнь. Отправив чертей на такую работу, Василиса будет получать «грехи», чьё количество будет напрямую влиять на концовку игры. Помимо грехов, черти будут приносить и немного
количество которых можно увеличить прокачкой
гостинцев
. А вот если чертей на работы не отправлять, то сама Василиса будет получать какой-то негативный эффект. Это может быть дебаф здоровья, порча или невозможность накладывать на себя полезные бонусы. Чертей, в ходе приключений, можно насобирать довольно приличное количество. А потому страдать от мук выбора, получить много вредных эффектов, или же грехов, каждый из которых будет приближать вас к «плохой» концовке.
Дополнительного разнообразия, во все аспекты игрового процесса, вносит и возможность использовать различные колдовские предметы или травы. И то, и другое, будут давать самые разные эффекты, разница в том, что предметами нужно снаряжать персонажа, расставляя их в специально отведенные
максимум можно получить 6 штук
ячейки
. Предметы действуют постоянно и выбор довольно богат. Одни дают бонусы к здоровью, другие могут защитить от порчи, дать благословение, или нанести урон врагу. С травами примерно та же история, но действуют они единоразово. Есть лечебные и дающие защиту, а есть травы, способные навредить врагам, например, наложить на противника порчу, или заговор. А вот применять травы можно не только в бою. Иногда лечебным растением можно поделится со встречными персонажами, или же использовать разрыв-траву, чтобы открыть замок.
Теперь поговорим о технических аспектах. Внешне Чёрная книга может произвести смешанные впечатления, из-за решения разработчиков использовать визуальный стиль
использование низкополигональных моделей
low poly
. И главная претензия тут к моделькам персонажей. Смотрятся они похуже чем персонажи некоторых игр для PS one. Впрочем, через какое-то время игры, на модельки персонажей перестаешь обращать внимания, полностью погружаясь в атмосферу игры. При этом сами сцены в игре строятся с использованием полноценных 3D моделей, LOD-деревьев и billboard-деревьев, низкополигональных моделей и 2D изображений из спрайтов, для фона. Исключая неказистые модели, в остальном, даже с низкополигональной графикой, игра умудряется показывать просто умопомрачительные пейзажи. В первую очередь, конечно, благодаря отлично поставленному кадру.
Помимо всего вышеописанного, в игре имеется довольно красивый 2D арт, нарисованный специально для диалогов. Каждый из встречаемых персонажей изображен очень колоритно, и в особенности изобретательно подошли к рисовки разной нечисти. К сожалению диалоги не анимированы, да и позы персонажи меняют довольно редко.
Музыка выполнена на достаточно высоком уровне, силами собственного композитора команды - Михаила Швачко. На первых же секундах заглавной темы игра окунает вас в настоящую сказочную атмосферу. А дальше атмосферу прекрасно поддерживает ненавязчивый эмбиент-фолк в спокойных ситуациях и более энергичный саунд, для сражений с нечистью. Конечно же вся музыка записана с использованием народных инструментов. Но есть и ощущение того, что именно какого-то коми-пермяцкого колорита в музыке, пожалуй, и не хватило. И конечно же отдельной благодарности заслуживает включение народных песен, исполненных хором Пермского краевого колледжа искусств и культуры. На достойном уровне выполнена и русскоязычная озвучка персонажей. Голоса великолепно подобраны к персонажам и отлично сыграны актерами, лишь с незначительными огрехами.
В целом, Чёрная Книга оставляет крайне положительное впечатление. И без каких-либо сомнений, данный проект можно назвать лучшей адаптацией русско-славянской культуры, выполненной в игровом формате. Не смотря на небольшие проблемы, это поразительно интересная и глубокая интерактивная сказка, геймплей которой может увлечь на долгие часы.
Автор: Folstaad для сайта GameSpirit.org
Ключевые слова: Чёрная Книга, Black Book

О нас

Контакты