GameSpirit.org

История приставок Sega Mega Drive/Sega Genesis

Название:
Sega Mega Drive / Sega Genesis
Разработчик:
Sega
Издатель:
Sega
Релиз:
29.10.1988

История приставки. Официальные версии. Другие консоли 4-го поколения.

В конце 80-х годов двадцатого века игровые приставки третьего поколения начали постепенно отходить на задний план. Технологии развивались неимоверно быстро. В 1987 году первой ласточкой четвертого поколения стала приставка PC-Engine или TurboGrafx-16. Это была 16-битная приставка совместного производства NEC и Hudson Soft. До появления других приставок нового поколения, творение NEC расходилось с завидной скоростью. Как и с Famicom/NES, производители вновь
Nintendo со своими восьмибитными приставками, тоже не добралась до европы и остальной части мира
проигнорировали
да и остальной мир тоже
европейский рынок
. В родной Японии передовая PC-Engine даже опередила по продажам Famicom. Эта популярность сыграла с NEC злую шутку. Посчитав, что приставка разойдется в Америке
как и в Японии
хорошо
, в NEC проигнорировали рекламу, что привело к печальным последствиям. В Европе и в остальном мире продажи вообще решили остановить. И спустя четыре года, PC-Engine ушла с рынка, уступив под натиском мощных рекламных компаний Sega и Nintendo.
Приставка четвертого поколения от Sega
Япония
Sega Mega Drive
, она же
Америке, Европе, Австралии и Бразилии
Sega Genesis
, вышла годом позже, после старта продаж PC-Engine. К сожалению, она не смогла стать такой же популярной в Японии, как консоли NEC или Nintendo. Зато в остальном мире, Sega Mega Drive заявила о себе в полной мере и до выхода SNES прочно держала первенство, даже на территории США.
Впрочем, и после выхода приставки четвертого поколения от Nintendo, Sega довольно нехотя сдавала позиции из-за агрессивной рекламы. Также у Sega было то, чего не могла дать Nintendo своим игрокам – очень много спортивных симуляторов и игр для «
с насилием и кровищей
взрослых
». Ну и конечно, свой результат в успех Mega Drive внесло решение о снижении стоимости консоли на 50 долларов США, что позволило приставке выглядеть более желанной чем SNES.

Характеристики и особенности.

В приставке Sega Mega Drive используется сразу два процессора. Первый и главный процессор - 16/32 битный Motorola 68000 с тактовой частотой 7.61 МГц. Кроме него, у консоли был и дополнительный 8-битный процессор Zilog Z80. Он помогал приставке выдавать звук невиданного качества, среди домашних консолей. А еще Z80 обеспечивал обратную совместимость с играми от приставки предыдущего поколения - Master System.
За графику отвечает 16-битный
Video Display Processor
видеоконтроллер
Sega Mega Drive с 64 Кб видеопамяти. Процессор снабжен 3-мя контроллерами полигонального вывода, 2-мя контроллерами частоты обновления и контроллером вывода спрайтов. Консоль способна выдавать на экране до 64 цветов
из палитры в 512 цветов
одновременно
, а также отображать до 80 спрайтов. Разрешение экрана 320х224.
Оперативная память консоли составила 72 кб. Это 64 кб Основного ОЗУ и 8 кб дополнительного. Плюс имеется антипиратское ПЗУ - «Trademark Security System» с 2-мя кб памяти. Эта вредная штуковина определяет подлинность картриджа и если ей что-то не нравится, то игра не включается. За звук отвечают чипы Yamaha YM2612 и Texas Instruments SN76489, которыми управляет дополнительный процессор Z80.

Стандартные Контроллеры.

Контроллер для Mega Drive развил идеи, представленные в свое время разработчиками из Nintendo для контроллеров к Famicom\NES. D-pad, так называемая «крестовина», используемая для движения, расширила свои возможности и стала восьми направленной. Кроме нее, в первых версиях контроллера имелось три кнопки A, B и C и Start. Пару лет спустя на контроллере появились три дополнительные кнопки для действий X, Y и Z, а также кнопка Mode.
Кроме того, компанией Sega был выпущен еще и беспроводной контроллер Remote Arcade Pad. И это, несомненно, лучший беспроводной контроллер, среди приставок не только четвертого, но и пятого поколения. Подключался к консоли он с помощью дополнительного адаптера, который занимал оба гнезда под геймпады. Но адаптер, к счастью, спокойно может поддерживать до двух контроллеров. Работают они от пары пальчиковых батареек, и спокойно видятся консолью с расстояния 3-4 метров.

Аксессуары.

В своем желании превзойти Nintendo, Sega тоже выпустила огромное множество дополнительных периферийных устройств. Некоторые из них были действительно интересны и удобны, другие были интересны и недоработаны, а третьи были попросту провальными.

Sega CD.

В 1991 году компания Sega пришла к выводу, что будущее за CD-дисками. И в конце года Sega, совместно с JVC, представили общественности Sega CD.Кроме того, что устройство позволяло консоли понимать CD-диски и расширяло ее
Благодаря дополнительным объемам памяти и более производительному процессору
технические возможности
. Sega CD имело ОЗУ, питаемое от дополнительного источника питания, и использовало его для сохранения конфигураций, а также сохранения прогресса в прохождении игр.

Sega 32X.

Устройство для приставок Sega было создано в ходе нелепой попытки продержать свои консоли на плаву чуть дольше. Изначально, Sega 32X задумывалось как отдельная приставка под названием Project Jupiter. Впоследствии, руководство Sega в Америке пришло к выводу, что технологических новшеств в устройстве недостаточно, чтобы считаться самостоятельным продуктом. В результате продукт вышел под именем Sega 32X, как
Позиционировалась, как альтернатива новенькой Sega Saturn для малоимущих
периферия
.
Но Sega прогадала не с игроками, а с разработчиками. Sega 32X вышла практически одновременно с Sega Saturn, разработчики игр не видели смысла делать игры для устаревшей консоли. В связи с этим, Sega не смогла выполнить обещания, о большой линейке игр и покупатели Sega 32X негодовали.

Power Base Converter/Master System Converter 2.

Power Base Converter/Master System Converter 2 – конвертеры, устанавливаемые в разъем для картриджа приставки; позволяют запускать на Sega Mega Drive игры от приставки Master System. Довольно полезная штуковина, в несколько раз расширяющая библиотеку игр.

Световые пистолеты.

Официальным световым пистолетом для приставок Sega стало нечто под названием Menacer. Выглядит устройство вполне футуристично, а также снабжено прицелом и прикладом. Его отличительной особенностью было отсутствие проводов. Menacer подключался к консоли через инфракрасный датчик. Но пользователям данная диковина не зашла. Для светового пистолета приставка от Sega располагала набором из шести простеньких игр. И этого было чрезвычайно мало, для того, чтобы появился смысл его купить.
Но были и другие вариации светового оружия. Кроме самой Sega, световые пистолеты выпустили и другие фирмы. Самым известным из всех было устройство от Konami. В дополнение к пистолету, получившему название Justifier, фирма выпустила еще несколько игр. И все было бы хорошо, но появились проблемы с совместимость. Часть игр от Menacer не работала на Justifier и наоборот.

*Sega Mouse/Sega Mega Mouse.

Отличилась Sega и мышкой своего производства. Японии и Европе досталась двухкнопочная Sega Mouse c шаровым приводом. Причем сам шар мог использоваться в качестве третьей кнопки, или, если его перевернуть, в качестве простенького трекбола. В США мышь преобразилась в трехкнопочную и потеряла свои “трекбольные” функции. Под управления мышью было адаптировано 10 игр на Sega Mega Drive и 16 игр на Sega Mega CD.

BatterUP и TeeVGolf.

BatterUp – пенопластовый контроллер для приставок Genesis и SNES, исполненный в виде бейсбольной биты. Сделано это было в виду большой популярности данной спортивной игры в Америке.
TeeVGolf – еще одна разновидность контроллеров для Genesis и SNES. Устройство представляло из себя нечто отдаленно напоминающее клюшку для гольфа и панель с инфракрасными датчиками, которая считывала ваши удары. Работало данное устройство только с играми PGA Tour Golf.

Sega Activator.

Следующее устройство управления было создано исключительно для файтингов. Устройство представляло собой эдакий восьмиугольник, каждая грань которого была снабжена инфракрасным сенсором. Когда игрок перекрывал луч рукой или ногой, на консоль отсылалась команда, соответствующая той или иной кнопке.
И вроде задумка была интересной, ведь дети очень любили махать руками и ногами, даже просто так. А тут можно было еще и виртуальному сопернику наподдать. Но получилось, как всегда. Устройство работало крайне нестабильно и частенько ловило помехи.

The Footpedal.

Самые настоящие педали, для наибольшего погружения в мир гонок. Работала педаль только в комплекте с основным контроллером и было достаточно удобным. Это устройство не было эксклюзивным и выходило для различных игровых приставок и даже компьютеров того времени.

The Miracle Piano Teaching System.

Та же самая система интерактивного обучения игре на пианино от компании Miracle, что могла подключаться к
а также, к другим консолям и домашним ПК
NES
. Немного подробнее о нем можно почитать в статье о Famicom/NES.

Sega Action Chair.

Крайне жуткое устройство, частично позаимствованное у Nintendo. Ничем особенным от своего предшественника не отличается. Sega Action Chair позволяет использовать свое тело в качестве контроллера. Для движения приходится нагибаться в разные стороны, а за действия отвечают кнопки, расположенные на рычагах. Чего уж говорить, управлять игрой в таком положении крайне сложно, и не очень-то и хочется.

StuntMaster.

Огромные очки «виртуальной реальности» для приставок Mega Drive/Genesis. Помимо вывода изображения, этот мини-телевизор умел отслеживать повороты головы и создавал иллюзию трехмерного окружения. Очки, как и многие другие подобные устройства, шли в комплекте с головной болью от длительного использования. А так как желающих получать головную боль за большие деньги, в те времена, было мало, StuntMaster прогорел. Впрочем, кроме этого были еще и другие причины. Игр, предназначенных для очков, было
специально для очков так и не выпустили ни одной
мало
, а денег за это просили много, да и само устройство оказалось весьма неудобным.

Mega-CD Karaoke.

Еще у Sega была своя караоке-машина с блэк-джеком и… Работало сие устройство исключительно на CD-дисках и, в отличие от караоке для Famicom/NES, обладает куда большим функционалом.
Два порта под
один из которых шел в комплекте
микрофоны
с возможностью настраивать эти микрофоны, независимо друг от друга. Также Mega-CD Karaoke умеет воспроизводить обычные музыкальные CD-диски и отлично заглушает на них дорожку с вокалом. Это позволяет вам подпевать под абсолютно любой диск, главное текст песни знать.

Video Jukebox.

Video Jukebox – наверное, самое странное устройство для домашних игровых консолей среди всех поколений. Все что оно может – это позволяет вам играть в разные игры, не меняя картриджи. Это был эдакий адаптер, рассчитанный на шесть картриджей. Вы заполняете его слоты играми, а потом просто переключаете их. Если шести игр вам мало, покупайте еще один Jukebox и соединяйте его с приставкой. Такой фокус можно провернуть до шести раз, тогда вы получите возможность играть в 36 игр, без надобности искать и заменять картриджи. Но в любом случае, рано или поздно, это все равно придется делать. Video Jukebox поддерживает приставки Genesis, SNES и Atari Jaguar.

Sega Magic Drive.

Сие оборудование могло скопировать содержимое картриджей на флоппи-диски, и что самое интересное, обратно. Копирование происходило в формате SMD и файлы этого формата замечательно эмулировались на домашних ПК. Стопроцентно, самое полезное устройство для SMD.

Sega Mega Modem и X-Band.

Парочка сетевых модемов для приставок Mega Drive и Genesis. В Японии это был Sega Mega Modem. Он позволял подключаться к онлайн-службе Sega Meganet. Система поддерживала режим сетевой игры в 17 играх. Чуть позже появилась Sega Channel. Служба, работающая от кабельного телевидения. При ее помощи можно было даже игры качать, по одной в месяц. Игры загружались во внутреннюю память консоли и удалялись после отключения электропитания.
В Америку подобная технология от Sega так и не добралась, зато нашлись свои умельцы из Catapult Entertainment. В 1994 году они создали устройство X-Band. А год спустя представили аналогичное устройство для SNES. Благодаря ему можно было играть онлайн, читать новости и даже пользоваться электронной почтой.

Распространенные проблемы.

Пожалуй, единственной распространенной проблемой лицензионных приставок Mega Drive и Genesis стали слабоватые контроллеры, идущие в комплекте с приставками. В них частенько выходил из строя D-pad, делая невозможным движения или в одну сторону.

Картриджи.

Картриджи Sega Mega Drive были очень похожи на картриджи для NES. Они были больше размером, а сами платы спрятаны в черный пластиковый корпус; целый картридж упаковывался в небольшой пластиковый кейс.
Как и с играми для Famicom/NES, конструкции картриджей, от игры к игре, отличались, причем иногда достаточно сильно. В магазинах всегда можно было встретить картриджи различной ценовой категории, в зависимости от степени навороченности игры.
Чаще всего на плате располагалась DIP-микросхема MaskROM. Некоторые модели содержали в себе ПЗУ и микросхему RAM, питающуюся от батарейки. Такие картриджи могли сохранять прогресс в играх, до тех пор, пока батарейка не разряжалась.
С выходом SNES, которая более выгодно смотрелась в плане графики, умельцам из Sega пришлось в срочном порядке делать свои картриджи совершеннее. Результатом разработки стал чип Sega Virtua Processor, который был использован всего в четырех играх - Virtua Racing, Virtua Fighting, Star Wars Arcade, Daytona USA.

J-Cart.

Кроме обычных картриджей, был у Sega Genesis и один специализированный вид, разработанный фирмой Codemasters. Этот картридж содержал в себе, помимо игры, два дополнительных порта для контроллеров. Как не сложно догадаться, позволял играть вчетвером. Но игр на подобных картриджах было не так уж и много.

Игры.

Практически с самого старта, Sega Mega Drive/Genesis позиционировалась как консоль для более взрослого поколения, чем консоли Nintendo. И их линейка игр только подтверждала это.
Самым знаменитым “взрослым” примером можно смело назвать серию Mortal Kombat. Этот эпически брутальный и кровавый файтинг, сразу обзавелся огромной базой фанатов, верных серии и по сей день.
Также приставка от Sega может похвастаться такими отличными файтингами как: Primal Rage; WWF Wrestlemania; Virtua Fighter 2; Dragon - The Bruce Lee Story.
Линейка платформеров получилась еще мощнее файтингов: Boogerman: A Pick and Flick Adventure; Quackshot; The Lost Vikings; Sonic the Hedgehog; Shinobi; X-Men 2: The Clone Wars; Earthworm Jim; Tiny Toon Adventures; Gargoyles; Castlevania: Bloodlines; Pirates of Dark Water.
В жанре Beat’em up вышло тоже немало замечательных игр и игровых серий: Comix Zone; Streets of Rage/Bare Knuckle; Spider-Man and Venom; Splatterhouse; Golden Axe.
Любители пострелять на бегу не остались обделенными, жанр Run and Gun на Sega Mega Drive изобилует шедеврами. Contra Hard Corps, Vectorman, Robocop vs. Terminator, Stargate, Judge Dredd, Doom Troopers, Sunset Riders, Demolition Man.
RPG имелись на любой вкус. Яркие и красочные: Beyond Oasis/The Story Of Thor; Landstalker; Shining Force. А также мрачные и притягательные: The Immortal; Shadow Run; и великолепная Light Crusader.
Любителям скорости Sega могла предложить гонки на любой вкус: Micro Machines; Top Gear 2; Virtua Racing; Street Racer и, конечно, двух безусловных лидеров в жанре: Rock'n'roll Racing и Road Rash.
Богата была приставка и на аркады. Вертолетная серия, состоящая из игр: Desert Strike, Jungle Strike, Urban Strike. Странная, но классная Haunting Starring Polterguy. Приключения дельфина ECCO. Игра про вечно популярных Симпсонов - Virtual Bart. Battletech. И годный боевик, по одноименному фильму с Арни - True Lies
Ну и конечно, богата Sega была на стратегии, для многих они стали первым знакомством с жанром RTS. Dune II; Popolus; General Chaos; Worms; Cannon Fodder; Operation Europe - Path to Victory 1939-1945; Power Monger; Mega Lo Mania.
Самым малочисленным, но самым вожделенным жанром для приставок Mega Drive были FPS. Проектов было всего три Zero Tolerance; Duke Nukem 3D; и Bloodshot. Естественно, этот список игр далеко не полный, для Sega Mega Drive/Genesis вышло огромное множество интересных проектов.

Пиратские клоны.

Как и любое успешное устройство, приставки четвертого поколения от Sega незаконно копировали, и делали это во внушительных масштабах. Но в общем ситуация была лучше (нежели с NES), так как Sega изначально взялась выпускать свои приставки на множестве рынков, а не только в Америке, Европе и Японии.
Различных вариаций приставки Mega Drive невероятное множество. Некоторые внешне практически идентичны оригиналу, а в более ранних клонах имеется даже аналогичное железо. Но такие случаи единичны. Чаще всего приставки наполняют внутренностями отвратительного качества. И тогда, купленная вами китайская консоль, которая внешне ничем не отличается от оригинала, может выдать вам черно-белую картинку или жутко хрипящий звук.
Самым известным скандалом с участием Sega можно смело назвать четырехлетнее разбирательство с издателем игр Accolade. А началось все с того, что издательство захотело обойти лицензию на производство картриджей с играми. У Accolade это даже получилось. Ishido: The Way of Stones прекрасно обходила антипиратскую защиту. В ответ Sega модернизировало свои консоли программным кодом Trademark Security System и выпустило на рынки консоль Genesis III. Но новая защита продержалась недолго, в течение года Accolade выпустила сразу четыре игры: HardBall, Star Control, Mike Ditka Power Football и Turrican. Наконец, после нескольких встречных исков, обе корпорации помирились и Accolade стала официальным лицензиатом продукции Sega.

Sega Mega Drive в России.

До России Sega Mega Drive добралась только к 1993 году и сразу переплюнула по популярности Dendy, а всего пару лет спустя к нам подтянулась новенькая и мощная SNES. Вот только первая позиция все равно осталась за Sega Mega Drive, из-за более низкой цены.
Как несложно догадаться, игры тоже были подвержены пиратству, причем больше самих консолей. Но над играми для Mega Drive пираты не извращались, так как с играми для Dendy. Встретить картридж для приставки Sega, на котором красовалась надпись
тем менее картриджи 2в1 и 3в1, найти можно было
999 in 1
вы не сможете. Как и безумные подделки или неофициальные продолжения. Зато игр с русским переводом встречалось куда больше.

Журналы и телепередачи в России.

Те же средства массовой информации, что рассказывали нам о играх для Dendy, в 1994-х годах начали рассказывать и об играх для Sega Mega Drive. Журнал «Видео-Асс Dendy», ставший в последствии называться «Великий Дракон», вступив в эпоху 16-ти бит вырос вдвое, достигнув объема в 50 страниц. А телепередача «Денди — Новая реальность», обозревала игры для 16-битной приставки Sega со своего первого выпуска.
Ну и конечно, были популярны книги с секретами, прохождениями. Из всего многообразия этой продукции, можно выделить «Энциклопедию лучших игр SEGA», которые многие из игроков имели в своих коллекциях.

Закат популярности.

Как и любая известная консоль, Mega Drive начала сдавать позиции после появления на рынке более совершенного конкурента. Для Sega Mega Drive этим конкурентом стала приставка SNES. И вроде бы технологически, консоль от Sega была лучше во многом но, к сожалению, не во всем. SNES смогла показать невиданный уровень графики в 16-ти битном мире.
Вскоре, окончательно сдав позиции на Американском рынке, руководство Sega сделало несколько непоправимых ошибок. Во-первых, они бросились делать новую консоль Sega Saturn. И, казалось бы, чего тут плохого? Но новое творение оказалось технически сложным на столько, что от неё попросту шарахались разработчики игр. В это же время, незадолго до старта продаж Saturn’а, боссы Sega вдруг решили, что новая приставка слишком крута и она может немного подождать. И вместо того, чтобы бросить все силы на поддержку консоли нового поколения, они сделали, эдакое переходное звено, между 4-м и 5-м поколением консолей, в виде аксессуара Sega 32X. Но с ней тоже не сложилось, так как студии разрабатывающие игры не видели смысла в производстве игр для заведомо устаревшей платформы. В итоге без игр осталась и Sega Saturn, и Sega 32X. А приставки без хороших игр – это просто бесполезные пластиковые коробки.

Приставки сейчас. Эмуляторы.

В последствии, приставки четвертого поколения от Sega постигла та же участь, что и Famicom/NES - она продолжила свое существование, как ни в чем не бывало.
Этому способствовало появление эмуляторов, да и сами консоли как выходили с 1988 года, так и выходят сейчас в 2018-м. Правда теперь их делает не Sega, а разные фирмы по всему миру. В
AtGames
США
,
Blaze Europe
Европе
и
TecToy
Бразилии
, можно до сих пор купить лицензированные версии приставок. Ну а количество пиратских копий и вовсе не счесть.
Помимо консолей, для 16-битных приставок Mega Drive до сих пор выходят игры. В 2010 году вышла ролевая Pier Solar and the Great Architects. А в 2014-м вышла аркада Fix-It Felix Jr. Кроме этого, даже после прекращения официальной поддержки, на консоль продолжают портировать. FIFA 2008, Need for Speed: Pro Street, The Sims 2 и Sim City.
К апрелю 2018 года, решив повторить фурор корпорации Nintendo с перезапуском консолей NES mini и SNES Mini, а заодно отпраздновать 30-летие своего лучшего детища, Sega анонсировала перезапуск своих 16-ти битных консолей Sega Genesis/Sega Mega Drive. Релиз запланирован на начало 2019-го, и кто знает, может быть у Sega вновь получится потеснить Nintendo, ну хоть немного
Без сомнений, за свою долгую жизнь Sega Mega Drive/Genesis полюбилась многим игрокам по всему миру. Приставка стала по-настоящему культовой, а многие игры, выпущенные для неё, стали шедеврами. А культовые вещи не должны быть забыты.
Автор: Folstaad для сайта GameSpirit.org
Ключевые слова: Sega, Sega Mega Drive, Sega Genesis, игровая приставка, игровая консоль, история Sega Mega Drive, игры для приставок, аксессуары для Sega Mega Drive, Сега Мега Драйв, Сега, 16-бит

О нас

Контакты