История серии Князь

Категории: pc, rpg, hack and slash, windows

Название: Серия Князь
Разработчик: 1C Company
Издатель: 1C Company
Дата выпуска: 30/12/2019
Жанр: rpg, hack and slash
Платформы: pc, windows

Как вы, наверняка, уже знаете, российский геймдев начинал очень даже «за здравие». Вначале всемирно признанный Тетрис, затем, после недолгого затишья, простенькая, но очень увлекательная логическая игра Перестройка. Ну а потом, как говорится, пошло-поехало, вот только недолго. Пиратство и систематические распилы бюджетов сделали своё дело, уронив отечественный геймдев еще ниже, чем на колени. Впрочем, у этой ситуации была и обратная сторона. Пока одни беспощадно расхищали и пиратили, другие старались придумывать новые, уникальные тайтлы, в которых был русский дух. О создателях весьма неплохой серии ролевых игр Златогорье мы уже рассказывали. Теперь настало время для другой знаменитой отечественной серии – Князь, за рубежом известной, как Konung.

Князь: Легенда Лесной Страны

Первой игрой в серии стала игра Князь: Легенда Лесной Страны, разработанная отечественной компанией 1C Company в сотрудничестве с компанией Snowball Interactive в 1999-м году. Игра, между прочим, стала одной из игр-первопроходцев в жанре славянского фэнтези. Уступив первенство лишь игре Аркона, выполненной в жанре Point and Click Adventure и вышедшей в 1998-м году. Тут же стоит упомянуть и тот факт, что Князь: Легенда Лесной Страны стала первой игрой компании, до этого занимающейся выпуском бухгалтерского ПО.

С момента релиза игры в 1999-м году выходило несколько изданий игры. Издание 1999-го года давало возможность играть как в одиночной кампании, так и в многопользовательском режиме. Именно для этой версии выходили официальные патчи, исправляющие ошибки оригинальной игры. Первое издание выпускалось в трех комплектациях. Экономичный вариант поставлялся в тонком слим-боксе с анкетой и набором стикеров. Стандартный вариант тоже поставлялся в слим-боксе, а от экономичного варианта отличался наличием руководства пользователя. Поинтересней выглядело коллекционное издание игры. В коробке имелась копия игры в слим-боксе, руководство пользователя, анкета, плакат, коврик и футболка. В 2000-м за рубежом выпустили издание Konung: Legends of the North. В игре появился обучающий режим, новые заставки, а игра по сети теперь не требовала подключения к официальному серверу. В 2008-м вышло переиздание игры в электронном виде. Игра при этом лишилась многопользовательской составляющей, а качество роликов и музыки заметно ухудшилось. Еще одно переиздание игры вышло в 2009-м в этот раз на диске в составе коллекционного издания Князь 3: Новая Династия. На диск попросту записали электронную версию игры из 2008-го года.

Предыстория игры весьма туманна и оставляет слишком много вопросов, на которые, возможно, и не стоит искать ответы. В нескольких словах сюжет игры можно описать так: когда-то давно на земле господствовали Титаны. Как почти любой отдельно взятый народ, они были далеки от единства, а посему делились на кланы, сильнейшим из которых был Северный Клан. Могущество клана по большей части было обусловлено наличием у него некоего артефакта, именуемого Браслет Владыки. Но даже несмотря на это, раса Титанов пережила свой пик могущества и начала потихоньку клониться к закату. В надежде на то, что их время еще придет, Титаны взяли Браслет Владыки и спрятали его в болотах. А чтобы уберечь артефакт от различных искателей сокровищ, к нему приставили охрану, состоящую из дракона и полукровки Ара, в котором текла кровь смертных. Ару дали Амулет Дракона, с помощью которого драконом можно было управлять. В относительном затишье прошли следующие несколько тысяч лет, пока силы хаоса и разрушения не обнаружили Ара и Браслет Владыки. Предчувствуя то, что шансов у него нет, Ар взял Амулет Дракона, разделил его на три части и с ястребами послал его трем своим давним друзьям.

Но надеждам Ара не суждено было сбыться полностью. Первая часть амулета попала к Михаилу из Византии, как и задумывалось. Получив часть артефакта, византиец понял, что дело неладно, и, покинув отчизну, отправился в Лесную Страну. Вторую часть амулета ястреб принес Сигурду, обитающему в землях Скандинавии. Вот только оставался он у него не долго. В первую же ночь в дом Сигурда прокрался вор и забрал себе артефакт, убив при этом владельца. Этим вором оказался Драгомир из клана Черного Облака, скрывающийся под именем Харальда. Третья часть амулета и вовсе не добралась до владельца. Ястреба, несшего артефакт Всеславу, сбила стрела охотника по имени Волк. Так все герои игры и завладели своими частями Амулета Драконов. И с этого момента начинается игра.

Выбрав понравившегося героя, вам необходимо настроить его. Для начала необходимо выбрать класс. В игре представлено четыре возможных класса, каждый из которых хорош в одной определенной характеристике (Харизма, Сила, Ловкость, Выносливость). Вождь – харизматичный лидер, способный собрать самую большую дружину в игре. Воин – полагается исключительно на свою силу и предпочитает ближний бой. Охотник – как несложно догадаться, предпочитает сражаться с помощью лука. Но и в ближнем бою тоже хорош за счет высокой ловкости. Купец – самый выносливый персонаж, что проявляется как повышенным здоровьем, так и возможностью носить с собой больше вещей. Затем необходимо раскидать очки основных характеристик и выбрать необходимые навыки. Навыков в игре довольно немного, но все они могут быть прокачаны при их непосредственном использовании: Фехтование – улучшает вашу способность использовать мечи, топоры и палицы; Меткость – позволяет точнее стрелять из лука; Идентификация – нужна для распознавания магических предметов; Торговля – влияет на цены торговцев при продаже и покупке товаров; Знахарство – дает возможность изготавливать более сильные зелья.

А дальше начинается самое интересное. На первый взгляд может показаться, что Князь: Легенда Лесной Страны – это весьма обыденная ролевая игра в изометрической проекции. И по началу это действительно так. У вас есть герой, вы можете перемещаться по игровым локациям, там вам придется сражаться с монстрами, получать за это опыт, прокачивать в боях навыки. В некоторых местах вам будут встречаться различные npc, с ними вы сможете провести диалоги, поторговаться и получить задание, за которое опять-таки получите опыт, золото и, возможно, что-то из вещей.

Но с течением времени вы обнаружите, что в игре есть очень интересная механика захвата и развития различных поселений. Для этого у вас будет два пути. Во-первых, вы можете захватить какую-нибудь деревеньку силой, просто перебив часть её населения. А во-вторых, вы можете прибегнуть к мирному захвату власти. Для этого вам потребуется выполнить особое поручение деревенского старосты, но есть они далеко не во всех поселениях. Ну допустим, вы захватили одну деревеньку, что дальше? А дальше её придется использовать и развивать.

По большей части все управление поселением будет происходить через Старосту. У него можно брать задания и получать дань, также через него происходит постройка новых зданий и назначение различных специалистов. Если нужного специалиста в городе не окажется, всегда можно сходить в другой город и у тамошнего спеца попросить подготовить нового, чтобы затем пристроить его в нужный город. Помимо Старосты в городах обитают и другие ключевые персонажи. Воеводы занимаются тренировкой жителей мужского пола, подготавливая для вас будущих дружинников. Практически всех мужчин, обитающих в деревне, можно завербовать в свой отряд при стечении определенных обстоятельств. Кузнецы занимаются вооружением населения, а также могут предоставить вам услуги по продаже и починке снаряжения. Знахари торгуют зельями и лечат жителей. Купцы могут с вами торговаться, а еще занимаются ростовщичеством. Остальной же люд занимается своими обыденными делами, с ними можно разговаривать, а у некоторых может найтись задание для вас.

К слову о заданиях. На фоне весьма скучноватой и медленно развивающейся основной сюжетной линии вас ждет немалое количество побочных заданий. И в отличие от линейного главного квеста игры, сайдквесты могут похвастаться тем, что они по большей части представляют собой не отдельно взятые задачи на манер подай-принеси или сходи-убей, а полноценные истории. И чаще всего они многоуровневые и с разной степенью вариативности.

Так как Князь: Легенда Лесной Страны по большей части классическая ролевая игра, не мало времени вам придется уделить и схваткам с врагами. При этом боевая система в игре достаточно хардкорна, и смерть может настигнуть вашего персонажа прямо за стенами очередного поселения от лап нескольких особо ретивых монстров. Но к счастью, на каждый способ умереть в игре найдется способ и избежать смерти. Во-первых, вам понадобится снаряжение под стать великим богатырям. Сразу богатырских вещей ждать не стоит, хотя может случиться и такое, что вы найдете какой-нибудь меч-кладенец в ближайшем сундуке. Вот только чтобы его использовать, придется хорошенько прокачаться. Во-вторых, не лишним будет обзавестись и дружиной. Как уже обговаривалось чуть выше, свое небольшое войско (не более 10 персонажей за раз) можно собрать буквально по окрестным деревням. В сражениях с монстрами и другими людьми, проходящими в режиме реального времени, стоит быть готовым к тому, что враги постоянно будут стараться хитрить. Они умело используют возможность атаковать издалека, стараются окружить героев, а люди еще и зелья используют, что может крайне осложнить очередное столкновение.

Так же в игре была предусмотрена возможность многопользовательской игры, весьма сильно отличавшейся от одиночной. На сервере могло собраться до 16 игроков и все они охотились за Амулетом Дракона, части которого были случайно разбросаны в игровом мире, состоящим из 20 закольцованных локаций. Игроки могли сражаться друг с другом и делать это не только один на один, но и участвуя в боях целыми отрядами. Погибнув в бою, можно было потерять все свои вещи.

Внешне Князь: Легенды Лесной Страны выглядит ничем не хуже своих зарубежных аналогов, хоть той же первой Baldur’s Gate. Особенно отлично игра смотрелась в год своего выхода, при этом хорошо в игре было все, начиная от моделей персонажей и заканчивая их портретами. Со звуком в игре получилось немного хуже. Озвучка, конечно, выполнена на достаточно высоком уровне, но звуки отдельных монстров ничего кроме смеха не вызывают. А вот музыка в игре великолепная.

В целом игра оказалась буквально на «Ура!» воспринята отечественным игровым сообществом, включая и критиков, и игроков. А как иначе? Качественная, интересная, сложная, необычная, наша. За все эти качества Князь: Легенды Лесной Страны сыскала поистине народную любовь. А вот за рубежом у игры, изданной под именем Konung: Legends of the North, дела сложились чуть хуже. Оценки игры в зарубежных изданиях были весьма сдержаны, но тем не менее держались на уровне «выше среднего». Но успех на родине сделал свое дело и продолжение не заставило себя ждать.

Князь 2: Кровь Титанов.

4 года спустя вышла вторая игра серии – Князь 2: Кровь Титанов. Игра стала прямым продолжением первой части. В этот раз на старте ограничились лишь одним стандартным изданием в джевел-боксе на два диска. Как и Князь: Легенда Лесной Страны, вторая игра получила переиздания в 2008-м и в 2009-м году. В 2008-м вышла цифровая версия без озвученных диалогов. Затем в 2009-м вышла дисковая копия игры, попавшая в состав коллекционного издания Князь 3: Новая Династия, тоже без озвучки диалогов.

Сюжет второй игры продолжает историю первого Князя. Герой, добывший амулет в первой игре, окончательно скурвился и стал насаждать по Лесной Стране зло и несправедливость. Основной целью новоиспеченного злодея стали так называемые «поющие вещи», созданные титанами. Владельцы таких вещей безжалостно уничтожались вместе с артефактами, деревни разорялись и сжигались. Как вы понимаете, такой расклад мало устраивал обитателей Лесной Страны. И вот на очередном собрании волхвов, один из них раскопал пророчество, в котором говорилось о том, что ситуацию может исполнить тот, в ком течет кровь Титанов. Там же на собрании волхвы призвали дух Ара с просьбой о помощи. И тот помог, заклинанием, в результате которого герои, гонимые неведомыми силами, отправились спасать мир.

На этот раз в опасное путешествие отправятся шесть героев. Скандинавов будут представлять Эйнар – охранник торгового корабля и знахарка Хельга. От славян в опасное путешествие отправятся князь Ратибор из поселения Борье и княгиня Велиславна - последняя правительница Черного Бора. А из Византии в Лесную Страну прибудут ученик волхва Александр и лучница Анастасия.

Ролевая система второго Князя подверглась далеко не самым кардинальным изменениям. Во-первых, увеличилось количество характеристик. К Харизме, Силе, Ловкости и Выносливости добавились Интеллект и Обучаемость. Высокий Интеллект стал необходимым атрибутом для местного аналога волшебства – волхования, а также помогал в лекарском искусстве и управлении деревнями. А Обучаемость давала дополнительные очки для навыков.

Конечно же, был расширен скудный ассортимент навыков. Фехтование разделилось на навыки владения различными видами оружия. Герои могут освоить бой на мечах, топорах, дубинах и двуручных их разновидностях. Появилась возможность драться совсем без оружия, прокачивая рукопашный бой, а также возможность сражаться с оружием в обеих руках с навыком «бой двумя руками». Меткость также разделилась на два новых навыка: Стрельба из Лука и Стрельба из Арбалета. Идентификация предметов и Торговля остались в неизменном виде. Знахарство тоже осталось, но теперь в отдельный класс из знахарства выделился навык Приготовления Смесей. Добавился навык Следопыта, позволяющий более безопасно перемещаться по игровому миру. Еще одним новым навыком стало Волхование, позволяющее более эффективно использовать волшебные предметы. А еще во второй части Князя герои смогут самостоятельно овладеть навыками кузнечного дела, строительными навыками и навыками управления деревней.

Самым значительным изменением ролевой системы стало введение званий для героев. Звания заменили собой классы героев и просто выбрать вы его себе не сможете. Звание надо зарабатывать. Но делать для этого ничего не придется, просто повышайте уровень, а заработанные очки характеристик вкладывайте туда, куда вам надо. Две самые прокаченные характеристики станут составными частями будущего звания. Например, комбинация из Силы и Ловкости, где Ловкость прокачана чуть сильнее, даст вам звание Проворный Атлет. Вот только обладание таким «Званием» не даст вам ничего. Ни бонусов, ни плюсов к характеристикам, ни каких-либо особенных навыков.

В геймплее нового Князя изменения тоже минимальны. Герои научились бегать, и теперь у вас есть все шансы избежать нежелательной схватки. Помимо этого стали удобнее перемещения по глобальной карте, ведь теперь по ней можно передвигаться не только пешком, но и на собственном корабле, отвалив за него поистине сказочную сумму. Как и в предыдущей игре серии, такое путешествие может внезапно прерваться атакой, например, разбойников. Никуда не делись и дополнительные задания. Их стало больше, но в этот раз подкачало разнообразие. Многие задания основаны на банальных просьбах пойди туда-то, принеси мне то-то, убей того-то.

Новый набор навыков для героев оттеснил на второй план необходимость развивать деревни. Теперь герой сам может заниматься стройкой, сбором налогов или кузнечеством. Для подобных навыков можно даже определенные задания найти. Да и сама ролевая система оказалась жутко несбалансированной и отягощенной довольно бесполезными навыками. В свой отряд по-прежнему можно набирать дружинников, а еще кузнецов и лекарей, что вновь наталкивает на мысль ненужности деревень. По факту получилось, что разработчики сами же сломали одну из своих самых интересных механик. И лучше от этого точно не стало.

А вот графика не изменилась совсем. Игра полностью собрана на движке первого Князя. Понятное дело, что дизайнеры перерисовали модельки персонажей и монстров, обновили локации и расширили карту, но изменения в графике коснулись только разрешения экрана, увеличенного с 800х600 до 1024х768.

В целом о второй игре можно сказать только одно – Князь 2: Кровь Титанов больше похожа на масштабную модификацию первой игры, чем на самостоятельный проект. Впрочем, народу и такое зашло. В нашей стране Князь 2 стал весьма популярной игрой, ничем не уступающей Златогорью 2. А вот за рубежом игра собрала гораздо меньшие оценки по сравнению с оригинальной игрой.

Князь 2: Продолжение Легенды.

Год спустя, после выхода второй игры, для Князя 2 вышло полуофициальное дополнение – Продолжение Легенды. Разработано оно было группой фанатов игры Князь 2: Кровь Титанов. А что самое интересное, оно было принято разработчиками оригинала и официально выпущено в виде двухдискового джевел-бокса в 2004-м году.

Сюжет продолжал события первой игры и предшествовал событиям второй. Из всех героев первого Князя браслетом «Владыка» завладел Драгомир. Но радость его победы была недолгой. На волшебный браслет нашлись еще одни претенденты – клан Желтых Собак Пустыни. К берегам Лесной Страны отправилось их несметное войско, чтобы покорять новые земли, захватывать жителей и нести с собой разрушение и смерть.

В этот раз новому врагу предстоит противостоять четырем героям. Понятное дело, что Драгомир будет отстаивать свое право обладания браслетом. Кроме него против Желтых Собак Пустыни выступят воительница Гильдис, дочь того самого Сигурда, которого убил Драгомир. Велиславна – княгиня из Черного Бора, чьи братья и отец уже погибли в сражениях с Собаками. И последним стал воин пустынного клана – Иззарк, изгой и преступник, возжелавший с помощью волшебного браслета возвыситься в своем клане.

Между играми серии изменения были не так велики, а изменения между Князем 2 и дополнением для него и того меньше. Понятное дело, что в игре вновь обновилась карта, появились новые враги, новые предметы, оружие, доспехи и, конечно, новые квесты. В игру добавили настройки постоянного бега, но при этом убрали возможность ускорить время. Также появилась возможность ставить игру на паузу даже во время боя, так вы сможете раздать приказы своему отряду или заглянуть в инвентарь, чтобы использовать свою амуницию. Подкорректировали баланс ролевой системы и добавили новую характеристику для героев – Репутацию. Остальное в игре осталось неизменным. В целом, это Продолжение Легенды можно смело пропустить, подойдет оно только самым ярым фанатам серии.

Князь 3: Новая Династия.

В 2009-м году вышла третья игра серии КнязьКнязь 3: Новая Династия. На этот раз до магазинов добрались сразу три издания: обычное, с DVD-диском в джевел-боксе; цифровое издание; и коллекционное, состоящее из диска в DVD-боксе, на котором помимо самого Князя 3, содержались и все остальные игры серии.

Сюжет новой игры косвенно продолжает события второй игры. Эпоха Титанов закончилась, началась новая эра. Князь одного из сильнейших городов Лесной Страны – Мирославля умер и оставил престол без наследника. Но чтобы избежать междоусобных войн, последний князь оставил наказ: усадить на трон того, кто сможет добыть легендарный Богатырский Меч (явная аллюзия на Экскалибур и мифы о короле Артуре) и доставит его к усыпальнице почившего правителя. И вот на поиски реликвии отправились шестеро героев игры.

Новые герои вновь представляют три фракции. От скандинавов на поиски отправились наемный дружинник Эрик и охотница Хильда. Из самого Мирославля в путь отправились славяне: Тур и ведунья Влада. Также очень кстати в славянском Мирославле оказались и византийцы: купец Фотий и волшебница Василиса, которые тоже не преминули возможностью попытать счастье в гонке за власть.

Ролевая система игры претерпела совсем немного изменений и ничего кардинально нового предложить не может. У героев есть четыре основные характеристики: Сила, Ловкость, Выносливость, Интеллект. Набор довольно стандартный, как видите. За каждый уровень вы будете получать очки характеристик, на которые будете прокачивать то, что вам больше нужно. Помимо этого, каждый герой обладает набором дополнительных навыков, разделенных на четыре группы: Атака, Оборона, Магия, Лидерство. Но теперь прокачка навыков происходит не их постоянным использованием, а распределением очков, полученных с каждым новым уровнем.

Геймплей в третьем Князе снова претерпел весьма незначительные изменения. Специальных приемов в игру так и не завезли, а бои проходят беспрестанным закликиванием противников, и распитием лечебных зелий. Такую удобную динамическую паузу, что добавили в неофициальном дополнении, снова убрали. Противники по-прежнему предпочитают давить количеством, а не качеством, что не очень-то и хорошо, особенно если учесть, что в дружину теперь можно набрать не более пяти персонажей.

Вновь изменился функционал поселений. Захватывать их по-прежнему можно мирно или силой. А вот возможность строить что-либо у вас и вовсе отобрали, зато дали возможность собственноручно расставлять дозорных и выбирать снаряжении для дружинников и воеводы. Очень равноценный обмен, что сказать. В остальной части менеджмента поселений Князь 3 больше всего ближе к первой игре. В деревне вы можете полечить своего героя и дружину, воспользоваться услугами кузнеца или знахаря, а местный воевода обучит ваших дружинников. Если нужных персонажей в деревне нет, их всегда можно выучить в соседних.

Самым значительным изменением геймплея стала механика Идолов. В игре они имеются двух видов: сюжетные и второстепенные. Разница между ними только в том, что сюжетные можно активировать один раз, а второстепенные сколько хочешь. Второстепенные идолы хороши тем, что дают вам различные бонусы в обмен на пожертвования. Идол Перуна, например, дает опыт в обмен на золото. А идол Велеса в обмен на волчьи шкуры дает опыт и восстанавливает здоровье.

Точно так же архаично, как и геймплей, смотрится и графика в игре. Собран третий Князь на движке игры Магия КровиTheEngine, созданном в 2005-м году. Уже на старте, в 2009-м году, игра смотрелась морально устаревшей. Что уж говорить о том, как Князь 3 может восприниматься сейчас. Игра была весьма прохладно воспринята критиками, причем замечания делались абсолютно всему, начиная от внешнего вида игры и заканчивая не удачно подобранной музыкой.

Вся серия игр Князь, как и многие другие создания отечественного геймдева, обладает весьма трагичной судьбой. Задумываясь как наш ответ западным аналогам, только самая первая игра умудрилась добиться признания на родине и вызвала хоть какой-то интерес на западе. Но чем дальше, тем хуже становилось. Третья игра забила «последний гвоздь» и больше была похожа на попытку срубить денег на более-менее известном бренде, чем на возвращение легенды. А жаль, в игре действительно был потенциал, который так и не смогли раскрыть.

Автор: Folstaad для сайта GameSpirit.ORG.

Ключевые слова: Князь: Легенды Лесной страны, Князь 2: Кровь Титанов, Князь 2: Продолжение легенды, Князь 3: Новая династия, Князь, Konung, Konung: Legends of the North, Konung 2: Blood of Titans, Konung III: Ties of the Dynasty