GameSpirit.org

История серии Disciples. Часть 2

Название:
Серия Disciples
Разработчик:
Strategy First
Издатель:
Strategy First
Релиз:
23.02.2024

Disciples II. Моды

Первая часть серии, в виду не самой большой популярности, была практически обделена сообществом, в плане модификаций. Но зато со второй частью комьюнити хорошенько «позабавились». Тут конечно сыграло еще и то, что сами разработчики предоставили весьма неплохие инструменты. Так что, для Dark Prophecy и её последующих расширений, вышло просто огромное количество модификаций. От совсем небольших до глобальных с новыми юнитами и даже целыми расами.

Dom’s Mod

Одна из первых модификаций, изменения которой не очень заметны на первый взгляд. Дело тут в ориентированности проекта на ребаланс оригинальной игры. Все расы были подвергнуты незначительным изменениям, цель которых выровнять неоднозначные моменты Rise of Elves. Помимо юнитов изменениям подверглись и характеристики предметов, ну и несколько новых артефактов в игру тоже внесли. В целом ничего слишком серьезного тут нет.

Норвежская Сёмга

Наверное, самый популярный мод для Disciples II -
или MNS
Норвежская Сёмга
. Изменений тут оказалось катастрофически много, так что по фактам, игроки просто получили другую игру в знакомой обертке. Перечислять все нововведения можно достаточно долго: новые сценарии, отдельные саги и карты; обновлен интерфейс и его функционал; ребалансированы имеющиеся юниты; добавлены новые
причем не только зарескиненые модели, но и полностью новые, взятые из вселенной Warhammer
юниты и герои
; появились дополнительные ветки развития всем старым воинам; еще по одному виду юнитов для каждой фракции со своей прокачкой; новая магия; переработанные механики боя; обновленные способности героев; новые виды предметов, которыми пользуются герои; и многое, многое другое. Примечательно еще и то, что на основе данной модификации, пилятся другие моды. Например, Slasher MNS, в большей степени ориентированный на PvP и необходимые для этого правки баланса.

Mod by Nazar

Еще один пример весьма серьезного моддинга. Список изменений в Mod by Nazar тоже весьма внушителен. Полностью переработаны Горные Кланы и Орды Нежити. В том числе они получили обновленные столицы. Также обе фракции получили внушительное количество новых юнитов с действительно уникальными моделями. Ну и чисто в визуальном плане, все они гораздо лучше вписываются в стилистику основной игры, чем новые модельки из «Норвежской Семги». Также была обновлена магия. Был пересмотрена механика урона в игре. Физический урон был разделен по типам на: рубящий, колющий и дробящий. К магическому урону были добавлены: свет/тьма, природный, божественный, магический. Новые типы предметов, используемых героями. Все герои могут ставить жезлы.

Мод Мотлина

Данная модификация основана на Disciples II: Восстание Эльфов. В большей степени, мод ориентирован на PvP и привносит не так много нового контента, как два вышеописанных. В основном тут работа велась над балансом во всем. В характеристиках и способностях юнитов. В магии. В бонусах от использования артефактов и одноразовых предметов. Сильнее всего был переработан инвентарь героев, а точнее его наполнение, конечно за счет добавления новых предметов. Ну и новые карты, заточенные под особенности модификации, конечно же тоже завезли.

Alternative mod

Очередной крупный проект, в котором вас ждут: переработанная боевая система, с более разнообразными вариантами атак; ребаланс имеющихся юнитов; новые юниты и новые варианты прокачки, для каждой игровой фракции; причем новые юниты – не простой рескин, а полноценные новые модели; новые предметы и пересмотр старых; переработка системы прокачки героев: у каждого навыка, выбранного при повышении, теперь есть перк, который будет усиливать его, через определенное количество уровней.

Disciples II: Dzieja Nevendaar Zwiastun Mroku

А вот это модификация из Польши. Набор изменений в принципе довольно стандартный. Новые юниты с новыми моделями, собранными из старых игровых моделей, для всех фракций. Ну и такие же криповые портреты сюда так же завезли. Вообще тема странных портретов, в модификациях Disciples II, в сообществе прочно связывается именно с польскими мододелами. Работа над балансом во всем, начиная от характеристик юнитов и заканчивая магией. Это кстати одна из немногих модификаций, которая своей попыткой в улучшение баланса, местами ломает его. Новые графические объекты для стратегических карт. Сами новые карты, сюжеты которых зачастую сопровождаются весьма странным юмором. Новые предметы и даже новые категории предметов.

Новые расы в Disciples II

Еще во времена, когда Strategy First только выпустила Rise of the Elves, активно ходили слухи, что студия планирует ввести в игру еще одну расу – зеленокожих. И вроде как даже начали работу, но из-за экономических и прочих проблем, хоть как-то активно поработать над проектом так и не вышло. Так что все эти слухи, к сожалению, так и остаются только слухами. Но не беспочвенными. Еще до выхода Disciples III, одна из фанатских групп собралась и решила сделать мод Revenge of Greenskins. Но чет дальше концептов дело не пошло. Потом еще и третья часть вышла, и о «Мести Зеленокожих» постепенно забыли совсем. Зато вот совсем недавно активизировалось еще одно комьюнити - «Библиотеки Невендаара», одно из крупнейших в России. В
то есть в 2023-м
прошлом году
парни объявили о том, что начали работу над проектом Greenskins Tribes. Опять-таки пообещали полноценную новую фракцию, состоящую из орков, троллей и гоблинов. Но вот прошел уже почти год, но у проекта даже внятного концепта нет, кроме желания сделать к игре новую фракцию.
Но зеленокожие – это далеко не единственная раса, которую пытаются втиснуть в Disciples II. Есть еще и наги. Мод, добавляющий в игру эту морскую расу, начали делать еще раньше, чем Greenskins Tribes. Аж три года назад. И за это время проект неплохо так продвинулся. Во всяком случае у команды наделано огромное количество концептов, начиная от столицы с проработанными ветками её развития и всеми линейками юнитов. При этом часть этого контента, из категории концептов, уже перекочевала в саму игру. На конец 2023-го, работы находились в активной фазе и есть все основания, что этот проект доберется до финала.

Disciples II: Dark Prophecy для Nintendo DS

А пока мододелы активно пилили свои моды, а права на серию еще не перешли к другой компании. Strategy First взяла, да заанонсила версию оригинальной Dark Prophecy для портативных приставок Nintendo DS. Анонс состоялся в 2005-м, разработку поручили компании Pocket PC Studios, а релиз запланировали на 2007-й. Но уже в 2006-м игра была отменена из-за финансовых проблем компании. Началась процедура банкротства и покупка их компанией Silver Star Holding, но об этом чуть позже.

Disciples для JavaOS

Впрочем, сторонние разработчики тоже не оставались в стороне. Пока официальные владельцы бренда год за годом переносили релиз новой номерной части, в 2009-м году для мобильных телефонов под Java OS вышла самая настоящая Disciples, правда вообще не имеющая отношения кStrategy First. Разработкой занималась отечественная студия из Петербурга - Joybits LTD, специализирующаяся на мобильных играх, а в качестве издателя также числилась отечественная Ministry of Fun.
И знаете, что удивительнее всего? Даже не смотря на все ограничения, обусловленные железом мобильников того времени, проект каким-то удивительным образом точно попадает в атмосферу оригинала. Портреты героев и юнитов взяты из оригинала, а вот модельки героев уже перерисованы, но при этом все они отлично читаются и угадываются. Единственное, что отличается радикально, так это то, что рыцарь империи где-то потерял пегаса. Ну и внешний вид столицы тоже был переделан. В остальном, от начала и до конца, это тот же самый Disciples II, только ограниченный кампанией за Империю, но с хэппи-эндом в конце. Ну и без музыки.

Ранняя Disciples 3

Несмотря на то, что выпуск Disciples II: Dark Prophecy оказался успешным для Strategy First, сама компания находилась на грани закрытия. К маю 2004-му году она накопила внушительные долги перед инвесторами, и задолжала разработчикам игр еще 1.7 млн. Уже летом компания начала процедуру банкротства. После того, как даже сокращение штата более чем на 80% не дало результатов. А уже в 2005-м студию выкупила американская компания Silverstar Holdings, в составе которой она также пробыла недолго, так как сам холдинг обанкротился в марте 2009-го. Все знаковые люди, включая
ушел в Ubisoft, где поработал над сериями Army of Two и Watch Dogs
Дэни Беланджера
и
тоже ушел в Ubisoft, где трудился над сериями Prince of Pesia и Assassin’s Creed
Патрика Ламберта
, к 2005-му уже покинули студию. И последнее дополнение делались без их участия. Что слегка отразилось на визуальном стиле эльфийской расы.
Тем не менее, Disciples III запустили в производство. Причем за разработку должна была отвечать отечественная студия «
MiST Land
МиСТ ленд-Юг
», входившая в состав компании
GFI
Game Factory Interactive
. В одном из интервью, от 2005-го года, один из сотрудников Strategy First -
один из дизайнеров серии
Ричард Терриен
, упомянул несколько интересных моментов по работе над серией. Во-первых, он подтвердил, что ведутся работы над добавлением расы орков в Disciples II. Во-вторых, раскрыл, что идут обдумывания о добавлении данной фракции в третью часть, а также возможность появления фракции тёмных эльфов. Нейтральные города, по его словам, могли бы получить принадлежность к фракции, а также предусматривалась возможность нанимать там уникальных юнитов, так же привязанных к изначальной фракции города, даже после захвата его другими. При этом были еще планы дать возможность сносить города и перестраивать уже под себя. Ну и рассматривались варианты увеличения армий. Например, расширить возможные отряды с 6 до 8 слотов. Забавно, но при этом сама «МиСТ ленд-Юг» отрицает, что работы над Disciples III вообще идут.
В начале 2006-го Strategy First разорвала со своими российскими партнерами из GFI и «МиСТ ленд-Юг» все отношения. Вместе с этим, для студий вступил в силу запрет на издание игр Strategy First, а также на их разработку. Вместе с Disciples III, у студии отобрали еще и возможность выпустить почти готовую
переосмысление первой игры серии, сделанное на движке игры Альфа: Антитеррор
Jagged Alliance 3D
. Впрочем, наши соотечественники не растерялись. Они реорганизовали компании в GFI Russia и выпустили свой проект под названием «ДЖАЗ: Работа по найму» в ноябре 2006-го. Но сейчас не об этом. После GFI и «Мист ленд-Юг», права на разработку нового Disciples и на издательство всей серии, были переданы в руки «Акелла». Ну та и принялась переиздавать Disciples: Sacred Lands и Disciples II: Dark Prophecy, во всех возможных издания и со всеми возможными дополнениям.
Новая часть сериала была отдана в руки молодой студии .dat, основанной бывшими сотрудниками «Акеллы»: Дмитрием Демьяновским и
он же Anry
Андреем Иванченко
, до этого работавшими над серией «Корсары». Официально об этом объявили на выставке КРИ в апреле 2006-го, обозвав новую часть
или Disciples III: Ренессанс
Disciples III: Renaissance
. Позднее, в одном из интервью, Дмитрий и Андрей рассказали, что начали работать над третьей частью уже в мае 2005-го. Так что к началу КРИ 2006, у студии уже было готовое техническое демо, собранное на собственном движке Virtual Dream. За которое они даже получили несколько наград: «Лучшая игровая графика» и «Приз от прессы». А позднее, летом того же 2006-го года, трейлер третьих Disciples привезли на E3 в Лос-Анджелес. В нём показали возможности движка, похвалились моделями и эффектами, обновленной системой магии, завязанной на картах, а также встроенным в игру редактором карт. Фракций же показали всего три: Империю, Легионы Проклятых и Эльфийский Альянс. Только их и планировали ввести в игру, а гномов и нежить оставили на dlc. На протяжении всего длительного цикла разработки, разработчики активно делились материалами по игре. Публиковали скриншоты, концепт арты, записывали подкасты и стабильно вели дневник разработки, в котором рассказывали о своих идеях, а также о том, как
а нужно было сосредоточится на работе!
движется процесс
. Релиз пообещали на конец 2006-го, но уже осенью стало понятно, что не успеют и его перенесли на весну 2007-го.
Но и весной релиза не состоялось. Разработчикам удалось добраться только до пре-альфа-версии, в которую пытались запихнуть уж очень много странных и неоднозначных механик, многая часть которых так и не добралась до релиза. Сюда можно отнести и систему подземелий, которые выглядели как лабиринты с комнатами полными монстров. Или сложную систему магии, в которых заклинания комбинировались из магических рун. По выставкам 2007-го года возили уже обновленный трейлер игры, во всей красе демонстрирующий юнитов империи, эльфов и немножко демонов. Еще показывали новую техно демку, в которую даже давали поиграть за эльфийскую фракцию. Новую дату выхода Disciples III назначили на сентябрь-октябрь 2007-го. Но снова не справились и перенесли на 2-й квартал 2008-го.
В январе 2008-го закончили работать над системой терраморфинга, а заодно перешли на гексагональную сетку, на стратегической карте. И начали активно двигаться к бета-тесту, периодически показывая геральдически правильные гербы фракций. Примерно по одному, раз в пару месяцев. А в феврале открыли сайт, посвященный игре. Но опять было понятно, что к намеченному сроку не успеют. Релиз отложили в очередной раз, на 4-й квартал того же года. В сентябре «Акелла» полностью выкупила права на серию Disciples. На разработке это никак не отразилось, так что выпуск Disciples III снова был перенесен, теперь на 2-й квартал 2009-го. К январю 2009-го была готова полностью рабочая бета, в которой, помимо прочего, была улучшенная оптимизация и значительно сокращены загрузки. К августу 2009-го проект так и не доделали, но зато запустили закрытое бета-тестирование, то есть вышли на финишную прямую. Это был последний перенос игры и уже в ноябре озвучили окончательную дату релиза. 11 декабря 2009-го Disciples III: Renaissance отправился на полки магазинов.
Встречен проект был не очень сдержано. И если критики и СМИ кое-как держались и ставили игре средние оценки, то игроки терпеть не стали. Оно и понятно, когда платишь за игру собственные деньги, а взамен получаешь целый ворох странных решений, трудно сдержаться. И дело тут даже не в самой игре. Ну, например, в наличии встроенной и столь «любимой» защите Starforce, которая влияла на оптимизацию игры и настолько тщательно проверяла диски, что небольшая царапина могла привести к ошибке и невозможности играть дальше. Кроме того, копии Disciples III: Renaissance имели ограничение на количество активаций. Причем как
две активации на диск
дисковые издания
, так и
три активации
цифровые
. То есть вы покупали диск и могли установить игру с него дважды, после чего игра переставала активироваться. Потом конечно «Акелла» пояснила, что игру можно и нужно деактивировать, чтобы иметь возможность устанавливать более двух раз. Ну а в случае невозможности самостоятельной деактивации, приходилось писать в техподдержку компании. А вы, наверное, наслышаны о поддержке «Акеллы». Добавьте сюда еще и огромное количество багов, вылетов, проблемные патчи и технически странные решения. И получится так, что очки, как говорится, горели.
По большей части суть Disciples III осталась той же. Имелась стратегическая карта, которую нужно было исследовать. Масштабы локаций выросли, количество интерактивных объектов увеличилось, появился новый ресурс –
наличие которого вообще ничего не меняет
камни
. Большое количество сюжетных заданий на картах можно смело записать в минусы игры, так как из-за неумелого дизайна квестов, частенько приходится тупо носиться по карте взад-вперед, что существенно затягивает процесс. Так еще и множество дополнительных заданий насыпали. А если учесть то, что горы и реки стали непроходимыми, то на путь в обход тратится очень много времени.
Изменилась в игре и суть терраморфинга. Теперь нет героев, способных расставлять жезлы и захватывать отдаленные территории, зато на карте появились контрольные точки, которые необходимо захватывать для расширения своих владений. Все эти точки заселяются специальным юнитом, уникальным для каждой фракции, который с течением времени становится сильнее. Точки, захваченные врагами тоже можно отбирать.
Вместе с изменением системы захвата территорий, ушел в историю целый класс героев. И осталось их всего 4-ро: воин ближнего боя, маг, разведчик с дальним боем и вор. Последних из разряда узкоспециализированных перевели в разряд полноценных. Теперь воры могут нанимать себе армию, при этом способны делать почти всё то, что могли раньше,
лол
кроме воровства в магазинах
. Вот только для этого нужно еще прокачаться.
Классовая система для игроков осталась почти без изменений. Доступно 3 варианта: военачальник с 10% регена всей армии; маг может читать по два заклинания в день; управляющий получает на 30% больше ресурсов. Ролевую систему тоже перелопатили. У юнитов всё осталось по-прежнему. Если построено нужное здание, при повышении уровня, юнит изменится, а если здания еще нет, то остановится в развитии А у героев, вместо того, чтобы выбирать себе навык, теперь нужно открывать специальное дерево прокачки, и выбирать что-то из доступного. Это может быть, как и повышение характеристики, так и новый навык.
Но максимальные изменения коснулись боевой системы. К сожалению, для серии изменилась она не в лучшую сторону. Битвы первых двух игр, в виду небольших отрядов и невозможности передвигаться, были очень яростными и динамичными. .dat же, вначале во всю кричали, как им нравятся JRPG и как классно придумали в Disciples использовать боевку оттуда. А затем взяли и запилили в третью часть боевую систему, практически полностью повторяющую бой из Heroes V. Теперь юниты вынуждены бегать по достаточно большим аренам, и зачастую первого хода не хватает, чтобы добежать до врагов. Ну хотя бы урон по всем врагам, от магов выглядит теперь еще эпичнее. А призыватели и вовсе могут заспамить всю карту своими существами. Баланс при таком раскладе, как понимаете, хромает. Особенно если учесть, что теперь в боях можно использовать и магию. Не идет на пользу и увеличенное количество жизней вообще у всех существ. На ранних этапах игры, даже группу крестьян забить отрядом первого уровня – это целое испытание.
Заклинания стали мощнее, но утратили разнообразие своих визуальных эффектов, особенно это касается атакующих заклятий, каждое из которых имеет по одной анимации на всех, для каждой отдельной фракции. Из остальных менее значительных изменений, в игру завезли: динамическое систему смены суток и погоды; предметы, надетые на героя, теперь отображаются на модельке; убрали знамена и магические книги; вырезали дипломатию; вырезали мультиплеер, даже hotseat; воины, теперь могут бегать без героев.
Несмотря на то, что сюжет выглядит так, словно он не имеет отношения к предыдущим играм, события Disciples III происходят примерно спустя 70 лет, после «Восстания Эльфов». Империя утратила часть своих земель в войне с эльфами. Демоны всё ещё мечтают освободить Бетрезена. Эльфы покинуты своим богом Галлеаном и сейчас переживают раскол. Нежить и гномы пока заняты своими делами. Именно в это, относительно спокойное время на землю падает звезда - ангел, по имени Иноэль. И узнать причины её прибытия желают абсолютно всё.
В техническом плане Disciples III: Renaissance оказалась довольно проблемным релизом. Нормальный игровой процесс портился огромным количеством багов. На стратегической карте могла пропасть часть гексагональной сетки, перекрасившись в черный. В боях залипали скрипты, и нередко это могло привести к тому, что приходилось переигрывать целые сценарии. Музыка заедала. Интерфейс зависал. Да и в целом, Disciples III оставлял после себя ощущения недоработанности буквально во всём.

Другие Disciples

Но третий Disciples оказался не единственным проектом, относящимся к серии, представленным в декабре 2009-го. Буквально за неделю до выхода Renaissance, на предрелизной презентации Disciples III «Акелла», вместе с New Media Star представили еще одну игру по вселенной – браузерную Disciples Online. Тогда подобные игры были довольно популярны. Получилось смешно, по сути мультиплеер из игры вырезали, и сделали отдельной браузеркой, с упором в PvP, возможностью отстраивать и захватывать замки, строить собственные поместья, создавать кланы. Альфа-тестирование Disciples браузерной обещало стартовать в один день с релизом Disciples III. Но как было заведено, его немного перенесли. Позднее, в начале 2012-го было объявлено о крупном обновлении Disciples Online. Ну а потом, всем стало как-то не до него и проект по-тихому свернули. Кроме всего вышесказанного, на той же презентации 2009-го года «Акелла», в сотрудничестве с издательством «АСТ», анонсировала выход целой серии фэнтезийных книг, относящихся ко вселенной Disciples, от отечественных писателей. За два года вышло 13 отдельных романов, один сборник и две книги были перевыпущены в формате аудиокниг.
Ну и забегая немного вперед, хотелось бы рассказать об еще одном неудавшемся проекте. В марте 2012-го «Акелла» решила ворваться с третьей Disciples в мобильный сегмент и обратилась к HeroCraft с предложением выпустить игру на Android и iOS. Несмотря на то, что проект планировали как портированную версию оригинальной игры, собирать её предстояло с нуля, в том числе и полностью перерисовывать все арты. С общественностью начали делиться концептами, на которых изображались самые разные орки. Но планам выпустить игру хоть в 2013-м году, хоть когда-либо еще, не суждено было сбыться. Весь 2012-й год «Акелла» усиленно пыталась выжить, но не смогла и проект был отменен. Но тем не менее, в октябре 2013-го HeroCraft выпустили свою игру Lords of Discord, в которой совершенно четко проглядывалось влияние серии Disciples.

Disciples III: Resurrection

Сразу после релиза оригинальной третьей части, студия .dat принялась за разработку первого дополнения. И информация в виде артов и скриншотов, вновь полилась на фанатов, как из рога изобилия. Спустя год, после релиза Renaissance, в декабре 2010-го, к игре вышло дополнение Disciples III: Resurrection, вводящее в игру фракцию Орд нежити. И его выход тоже был связан с весьма странными решениями. Само по себе, дополнение Resurrection было самостоятельным и не требовало оригинала. Но при этом внутри игры содержалась только кампания за нежить. Все остальные, которые из Renaissance, были вырезаны. И так уж получалось, что если вы хотели знать полную историю, нужно было устанавливать сразу два проекта. Большую часть багов поправили. Игра стала работать стабильнее, но это, как вы сами понимаете, не относилось к оригинальной Disciples III.
6061

Disciples III Reincarnation

Всего через четыре дня, после выхода Disciples III: Resurrection студия .dat объявила о прекращении своей деятельности. А 8-го декабря издательство «Акелла» поспешило успокоить фанатов серии тем, что теперь развитием серии Disciples займется команда hex studio, в которую вошла внушительная часть сотрудников .dat. На плечи новой студии легли обязанности по поддержке уже вышедших проектов, разработка дополнения, посвященного гномам, и работа над сетевым режимом игры. А чуть позже было объявлено, что готовится к релизу издание Disciples III Gold, в которое войдет основная игра Renaissance и дополнение Resurrection. Причем игрокам, уже купившим оба проекта, «золотое издание» обещали выдать бесплатно.
С марта 2011-го новая студия начала активно делится артами будущего дополнения про гномов, но полноценный анонс сделали только летом. А в июне объявили о готовящемся обновлении игры Disciples III: Reincarnation, которое планировали выпустить осенью 2011-го. К «Перерождению» игру хотели перелопатить едва ли не полностью. В планах были: объединение доступных кампаний; переделка карт; правки баланса; обновление магической системы; возможность передвигаться по воде; обновление боевой системы; обновление графики и многое другое. Работы было непочатый край, и естественно к намеченному сроку всё сделать не успели. Так что релиз обновленной Disciples 3 перенесли на апрель 2012-го.
Других переносов не было, так что проект вышел в назначенную дату - 18 апреля. Все свои обещания hex studio сдержала и предоставила игрокам лучшую версию Disciples III, включающую все выходившие ранее кампании, тщательно переработанные, расширенные и дополненные новым сценаристом. Кроме того, в игру привнесли огромное количество технических улучшений, едва ли не полностью переозвучили и хорошенько поработали над исправлением багов. Переработке, в том числе, подверглись магическая и боевая системы. В общем, игра стала такой, какой должны была быть с самого начала. Ну и игроки с критиками тоже остались довольными. Оценки «Перерождения» получились на порядок выше, чем было у оригинала и первого дополнения.
Будущее для серии выглядело довольно многообещающим, но в мае 2012-го hex studio объявила о своем закрытии. А следом за ней закрылась и «Акелла», которая весь 2012-й год лихорадило от угрозы банкротства. Вместе с закрытием обеих компаний, ответственных за развитие серии, стало понятно, что второго дополнения, посвященного горным кланам ждать больше не стоит. Хотя о полной отмене разговоров не было, только о временной заморозке. Да и концепт арты, какое-то время продолжали публиковаться, но ничего так и не получилось.

Моды к Disciples III

Вообще с моддингом третьей части у фанатского сообщества третьей Disciples имеются серьезные проблемы ввиду того, что игра была сделана на собственном движке Virtual Dream. И до сих пор никто не может понять, как добавить в игру сторонние модели. В связи с этим, большая часть модификаций может похвалиться лишь правками баланса, новыми картами и незначительными переработками.

Астельнаир

Самой крупной модификацией на данный момент является мод Астельнаир. Его главной особенностью является наличие двух новых фракций: горных кланов и инквизиции. Инквизиция полностью собрана на основе империи. А вот горные кланы – самая настоящая сборная солянка из пары моделей гномов, имевшихся в игре, а также юнитов эльфов, империи и кучки по-разному раскрашенных волков. Выглядит всё это конечно не очень. Но тем не менее старания разработчиков достойны похвалы. Кроме двух фракций мод может порадовать вас новыми картами, новыми видами юнитов у каждой фракции, новыми героями, новой магией и новыми предметами экипировки, а еще иконками из Warcraft. В целом, работы проделано действительно много.

Disciples: Liberation

После того как «Акелла» перестала существовать, вопрос о том, кто же будет дальше развивать вселенную Disciples, остался в подвешенном состояние. Но не так чтобы на долго. В 2015-м все права на серию приобрела немецкая компания Kalypso Media. И по началу они не планировали ничего делать с купленной франшизой. А потом, как гром среди ясного неба, грянул анонс Disciples: Liberation. Случилось это в феврале 2021-го, а уже в октябре того же года игра вышла полностью.
Разработку нового проекта вернули на родину серии в Канаду, и вручили в руки не самой известной студии Frima. Которая хоть и была основана в 2003-м, но в основном пилила совсем небольшие проекты, среди которых были различные анимации, флеш-игр, браузерные игры, игры для смартфонов, адаптации настолок и всякое, в таком же роде. Из действительно крупных релизов, к которым приложила руку Frima, до Liberation, можно назвать лишь PS Vita версию Resident Evil: Revelation 2 и помощь в разработке Oddworld: Soulstorm. В одном из интервью владелец Kalypso Media озвучил следующее: «Команда полностью задействует оригинальный лор, но они также помогут нам начать совершенно новую главу — главу, что станет, как мы надеемся, только началом чего-то по-настоящему великого и порадует как старых фанатов, так и новых игроков». При этом в разное время и в разных источниках, игру называли то перезапуском серии, то продолжением, то спин-оффом. И вот тут у фанатов появились все причины, чтобы напрячься. В особенности после того, как увидели первые кадры Liberation. И если во времена Disciples III, фанаты серии, которые появились у нее еще во второй части, в основном неплохо так подгорали, то теперь они попросту сгорели.
Причин для этого было довольно много. Начать можно хотя бы с того, что в этот раз разрабы взяли и сделали из игры еще одну Kings Bounty. Ну а что, первые три части Disciples частенько сравнивали с серией Heroes of Might and Magic. Первые две с Heroes III, а Disciples III уже с «Героями V». Ну а Liberation пошла еще дальше и закосплеила «батю героев». И получилась не пошаговая стратегия с элементами рпг, а ролевая игра с элементами пошаговой стратегии. Но давайте разбираться во всём по порядку. И начнем с сюжета. Действие нового проекта, как несложно догадаться, разворачивается в Невендааре, который погряз в очередной войне. К счастью для всех, как рассказывают нам во вступительном ролике, в Liberation есть «неожиданная спасительница» которая сильна и независима. И именно ей предначертано спасти мир, потому что она «нитакаякаквсе», потом правда объяснят в чем тут дело, но легче не станет. После непродолжительного пролога, героиня вместе со своим
одним из многих
спутником
оказывается в заброшенном городе ангелов – Иллиане, расположенном в самом центре Невендаара. И если до этого момента вам не казалось, что нам втирают какую-то дичь. То дальше начинается просто отборная наркомания, которая вас точно в этом убедит. Видите ли, Иллиан – город поистине уникальный. Так как в его стенах могут прекрасно сосуществовать сразу Имперцы, Альянс Эльфов, Орды Нежити и Легионы проклятых. Но вот гномы почему-то нет. Не везет конечно в серии этим коренастым бородачам.
Дальше можно переходить к игровому процессу. Как вы понимаете именно в Иллиане вы и будет обитать. Изначально в нем стоит только замок. В котором можно общаться со спутниками, тренировать их, учить заклинаний и собирать ресурсы. Затем в городе можно будет установить несколько видов построек. Например, рынок, чтобы нанимать наёмников или покупать предметы и ресурсы; или кузнеца, который будет улучшать вашу экипировку и делать новую. Остальные здания принадлежат уже фракциям и с их помощью можно нанимать и улучшать рядовых воинов, для своего отряда. Как вы понимаете армию себе можно собрать из представителей всех фракций разом. Мораль отряда при этом пострадает, но кого это волнует? Помимо ресурсов, для строительства зданий вам будут нужны чертежи, а прокачка юнитов будет требовать прокачки репутации той или иной фракции.
Из города, через глобальную карту Невендаара, поделенную на несколько регионов, вы сможете выбраться на стратегическую карту. Сама карта отдаленно напоминает карту из третьей части, но вот территории на ней поделены абсолютно иначе. На юго-западе от Иллиана, лежат земли легиона проклятых – Эврик. На западе расположены Вдовьи Равнины – территория наёмников. К северу раскинулись Белые Земли, некогда принадлежавшие гномам, теперь же занятые эльфами. А далеко на востоке лежит Серолесье, заселенное нежитью. С самого начала пойти вы можете в любой из
чисто теоретически
регионов
, но на практике, рассчитаны они под разную сложность, так что хочешь, или не хочешь, но начинать придется там, где попроще.
После выбора региона вас выпускают на стратегическую карту, по которой вы можете перемещаться уже без каких-либо ограничений. Как в King’s Bounty. Просто бегаете себе и бегаете без последовательности ходов, исследуя местность и взаимодействуете с интерактивными объектами. Тут и там раскидан различный лут, который можно собрать. Ресурсы, помимо того, что валяются просто так, могут добываться из различных источников. Но за источник уже придется сразиться со стражами. После этого захваченная, например, шахта начнет приносить определенное количество золото, раз в час. В режиме реального времени. То есть, если вам нужно золото, допустим, на постройку нового здания или на улучшение существующего, просто подождите пару часиков. Только вот сидеть придется непосредственно в игре. Это мобильной дрочильней попахивает, или нам просто кажется?
Ну и конечно же по картам щедро расставлены NPC, с которым можно хорошенько так пообщаться. С одними можно просто поговорить, другие выдадут задания, или продвинут сюжет вперед. Все это будет происходить в отдельном окне с портретами персонажей, без какой-либо анимации и с десятками строк текста. Выглядит, как дешёвка. Зачастую в диалогах вам будет предложено сделать моральный выбор, который в большинстве случаев ни на что не повлияет. Хотя заявлено, что влиять будут. А еще в игре есть «романти́к» и отношения со спутниками. Ну да, в Disciples же, именно этого и не хватало. Причем некоторые настолько неуместны, что становится даже уже не смешно, а просто мерзко.
Битвы в Liberation, проходят в пошаговом режиме, и отдаленно напоминают боевку Disciple III, в которую напихали элементов из боевых систем любой тактической рпг. Боевая карта делится на гексагональные ячейки, по которым поочередно двигаются юниты. Каждый юнит в игре имеет свой набор очков действий. Причем под эти очки есть разные виды ячеек. Если у персонажа есть синяя ячейка, он может двигаться. Если красная, можно атаковать или использовать способности. Если золотая – то можно вытворить любое из этих действий, хоть дважды атаковать. В некоторых местах карты есть всякие интерактивности, например, наносящие урон зашедшим в них воинов, или наоборот их лечащих. Помимо того, что можно увидеть в других подобных играх, Liberation может удивить наличием тыла в армии. Туда помещаются обычные юниты, которые будут выступать в качестве поддержки. Они не будут атаковать сами и их не смогут атаковать враги. Сами же они при этом смогут юзать только специальные пассивки, которые предназначены именно для тыла.
Главная же героиня, может использовать в бою магию, если заранее выберет нужные заклинания перед боем. Всего в игре пять школ магии: боевая, сумеречная, божественная, стихийная и нечестивая. Принципиально все школы отличаются только типом урона, но каждая из них имеет как атакующие, для врагов, так и защитные заклинания для союзных воинов. Выделяется тут, разве что школа боевой магии, которая целиком состоит из атакующий заклятий, которые учатся через приобретение определенных навыков, которые в свою очередь, получаются за повышение репутации у фракций. Остальная часть заклинаний учится в замке, если у вас есть необходимые ресурсы и чертежи. Также владение определенными заклинаниями, будет требовать определенного класса и определенной репутации, у каждой из рас.
Ролевая система в Disciples: Liberation тоже весьма сильно отличается от остальной серии. После пролога вам будет предложено выбрать класс героини. Есть варианты: Полководец, Проклятый Клинок, Провидица, Колдунья. Первый класс чисто боевой, остальные три пользуются магией. От классов зависят деревья навыков. Для развития доступны три ветви прокачки: Боевые, Нефалемские и Магические. За каждый полученный уровень будет получать по очку навыка. Прокачиваться можно в любой момент игры, кроме боя, а вот сбрасывать навыки вы сможете только в городе, такая функция тут тоже предусмотрена.
Ну и в остальном осталось разобрать только техническую составляющую Disciples: Liberation. И вот внешне, игра вообще не напоминает представителя серии Disciples. От мрачности и готики не осталось и следа. Каждый аспект Liberationвыглядят так, словно это не наследница великой серии темного фэнтези, а среднестатистическая мобильная игра в легком фэнтезийном сеттинге. Сквозит это отовсюду. В моделях юнитов, героев и всего остального; в портретах и экранах диалогов; в городах и том как реализована система строительства; и конечно же в интерфейсе. Звук тут тоже никакой. Он как бы есть, да и всё.
В целом из Disciples: Liberation получилось что-то «ну такое». Но это, если рассматривать проект с точки зрения серии Disciples. Тут уж игра никакой критики не выдерживает и плохо здесь всё. Liberation плюёт на сюжет предыдущих игр и на лор серии. Так себя даже третья часть, которую недолюбливают, не вела. Ну и конечно максимальный провал по стилистике. Да и в плане геймплея все примерно так же. Один город на все расы и больший уклон в сторону рпг, вместе со странной экономической системой из мобилок, делает из Liberation что угодно, но не Disciples. А с другой стороны, если рассматривать проект как нечто отдельное, то перед нами довольно добротная, но далеко не первоклассная тактическая рпг, с элементами пошаговой стратегии. Ну а дальше каждый решит сам, как ему относится к подобному спин-оффу.

Disciples: Liberation - Paths to Madness

Ну и последним релизом в серии Disciples, на начало 2024-го года, стало небольшое дополнение к LiberationPaths to Madness. Вышло оно в марте 2022-го и содержало совсем немного контента. Восемь новых квестов; по одному новому юниту на каждую фракцию; четыре подземелья и четыре предмета.
Вот собственно на этом и останавливается история великой серии. За 25 лет серия обзавелась тремя полноценными номерными частями, кучей аддонов, расширяющих игровой мир и даже выбралась за пределы игровой вселенной, пускай и только на бумаге. С каждой новой игрой количество фанатов Disciples только росло, пусть даже и не каждый проект серии был тепло ими встречен. Сейчас будущее Disciples максимально туманно. И не понятно, что будет дальше. Остаётся только ждать и надеяться, что следующие проекты нас не разочаруют.
Автор: Folstaad для сайта GameSpirit.org
Ключевые слова: Disciples, Disciples III: Renaissance, Disciples III: Resurrection, Disciples III: Reincarnation, Disciples: Liberation

О нас

Контакты