GameSpirit.org

История Xbox Original. Часть 2

Название:
Игровая приставка Xbox Original
Разработчик:
Microsoft
Издатель:
Microsoft
Релиз:
28.12.2023

Характеристики и особенности

Внутрянка Xbox представляет собой кастомный компактный компьютер. Именно так, как и было задумано на стадии разработки прототипа. Большую часть пространства под крышкой занимают DVD привод, жесткий диск на
позднее на 10
8 гигов
и блок питания консоли. Рядом с последним располагалась небольшая материнская плата производства Intel, в сердце которой был установлен обновленный процессор Intel Pentium III с частотой 733 МГц. Сделанный по техпроцессу 180-нм. Это была модификация флагманского x86-совместимого микропроцессора архитектуры Intel P6, с уменьшенной кэш-памятью. Что было сделано, понятное дело, для экономии. Главным отличием процессора Xbox стало то, что Pentium III был
Complex Instruction Set Computer
CISC
-процессором, тогда как все другие консоли были оснащены
Reduced Instruction Set Computer
RISC
-процессорами.[b]
[/b]С остальной начинкой материнской платы, процессор работал через чипсет платы, основанный на чипах
из серии графических процессоров GeForce 3
NV2A
и MCPX, разработанных Nvidia. Первый, являлся «северным мостом» платы, и помимо того, что содержал в себе интегрированное графическое ядро, также занимался контролем всех 64-х МБ памяти, разбитых на 4 блока по 16 МБ. Забавно еще тут то, что на плате имеется место под дополнительные чипы памяти. Но видимо из-за экономии на железе, на серийных моделях их так и не доставили. Да и зачем это было бы делать, если у Xbox и так был самый большой объем памяти в поколении? Да и в играх, написанных под 64 МБ, это не дало бы и никакого прироста производительности. Хотя удивительно, как под такой объем смогли оптимизировать Doom 3. Второй чип, он же «южный мост», служил для взаимодействия со всеми остальными
Usb портами, жестким диском, звуком и прочими
системами ввода/вывод
.
Так же стоит отметить, что Xbox была первой приставкой, разработанной с учетом поддержки разрешений высокой четкости и широкоформатным режимом. Для этого в приставке был специальный чип
Video Encoder
видеокодера
Conexant, который был способен выдавать картинку в разрешениях 480i, 480p, 720p и 1080i*. При этом сама картинка генерировалась графическим ядром в разрешении 640х480, а затем отправлялась в чип Conexant, где и растягивалась до нужного размера. Тем не менее стандартное разрешение игр составляет 640x480, что обычное дело для шестого поколения.
Звуком в системе занимается MCPX, внутри которого есть два аудио компонента:
Audio Processing Unit - APU
блок обработки звука
и
Audio Controller Interface - ACI
интерфейс аудиоконтроллера
. Первый, по своей сути – это аудиопроцессор, который только обрабатывает данные, и передает в оперативную память, вообще не участвуя в выводе. Он включает в себя:
  • Голосовой процессор, способный синтезировать до 256 голосов. В том числе и 3D голоса.
  • Глобальный программируемый DSP процессор, занимающийся обработкой данных и занимающийся наложением эффектов.
  • Процессор кодирования, который и генерирует конечный стереосигнал.
А вот интерфейс аудиоконтроллера забирает данные из оперативной памяти, декодирует их и отправляет результаты в аудиовыход.
*Пометка i означает чересстрочную разновидность единого международного стандарта разложения, использующуюся в цифровом телевидении высокой чёткости. Стандарт предусматривает соотношение сторон экрана 16:9, и разрешающую способность изображения 1920 × 1080 пикселей. Каждый кадр видео 1080i передаётся в двух полукадрах, по 540 строк каждый
В качестве жесткого диска были выбраны Seagate U Series 5 и Western Digital WD80EB. Оба очень медленные, но зато более дешевые, а еще тихие и холодные, что было довольно разумным выбором, под нужды домашней консоли. Правда из-за низкой скорости работы с данными, в
например, в Dead or Alive 3
некоторых играх
имеется некоторая задержка в появлении изображений. Но непосредственно на игровой процесс это не оказывает никакого негативного воздействия.
А носителем информации, на Xbox, как и на PS2 стали DVD-диски. Сам привод консоли был почти стандартным, как для любого ПК. Из отличий тут имелись лишь уникальные разъемы и нестандартная передняя панель. Это делало попытки заменить стандартный привод, на более быстрый, сложно осуществимыми, но не невозможными. Но если приставка от Sony могла воспроизводить фильмы, без дополнительных манипуляций и грубо говоря «прямо из коробки», то в случае с консолью от Microsoft, пользователям нужно было бы докупить специальный набор, состоящий из ИК-приемника и пульта. Стоил такой набор 20-30$. В целом вся затея, с этим наборами, была в том, что Microsoft не хотела уступать Sonyв возможности проигрывать фильмы с DVD-дисков, но делать приставку дороже, майки тоже не могли себе позволить.
В отличие от других консолей шестого поколения, Xbox сразу имел встроенную сетевую плату для широкополосного подключения к интернету. Так как Microsoft собиралась мощно вкатиться в онлайн гейминг, интерес к которому неплохо прощупала Sega, когда запихнула в стартовый комплект Dreamcast простенький модуль сетевой платы. А при желании и необходимости, его можно было заменить более мощным. По другую сторону баррикад, Sony и Nintendo за сетевые платы, для своих приставок, просили дополнительных денег. Возможность подключаться к интернету и играть в онлайне, через централизованный сервис, должна была стать одной из главных фишек Xbox. Именно для этой цели в неё и задумали впихнуть жёсткий диск. Но из-за трудностей с разработкой, такой сервис смогли запустить лишь через год, в ноябре 2002. До того приставка могла поддерживать лишь игру по локальной сети, чем игроки и пользовались, собирая так называемые lan-party.
В качестве операционной системы в Xbox использовалась до неузнаваемости модифицированная версия Windows 2000, естественно с поддержкой DirectX. Заточена данная ОС была конечно же под работу только одного конкретного приложения, то есть ни о какой мультизадачности, как это было в обычном Windows, речи не шло. Интерфейс консоли, получивший название Xbox Dashboard, был выполнен в темно-зеленых цветах и содержал в себе совсем небольшое меню. Тут можно было посмотреть, что творилось с памятью консоли, послушать музыку, зайти в
когда он появился
Xbox Live
и повозиться с настройками. Ну а когда в приставку помещался диск с игрой, все её ресурсы, переключались непосредственно на игру.

Внешний вид и модельный ряд

Во время разработки, сама приставка не так чтобы часто меняла дизайн. Первоначальный прототип, который никто, кроме сотрудников Microsoft никогда не видел, был собран Шеймусом Блекли и Кевином Бахусом из старого мини ПК. А вот прототипы, показанные публике, были весьма эффектными. Они представляли собой здоровенную приставку, корпус которой был выполнен в виде буквы X, выточенной из алюминия. Таких штук, в Microsoft было несколько и предназначены они были для разных игровых выставок. Ну и кроме того в нескольких игровых журналах тех лет проскальзывали совсем другие изображения еще не вышедшей консоли от Microsoft.
Ну а в конечном итоге, Xbox приобрел форму большого и тяжелого черного ящика с буквой Х на верхней крышке, в центре которой красовался ярко-зеленый логотип консоли. На передней части располагались порты для четырех контроллеров и кнопки: включения и открытия привода. Помимо оригинальной версии приставки, была и целая куча нестандартных, в основном тут превалировали консоли с корпусом из прозрачных разноцветных пластиков, или модели, посвященные той или иной игре. Что-то из этого продавалось в рознице, а что-то разыгрывалось в разных конкурсах, как, например,
таких кстати было несколько видов
50 Cent Pure White Edition
или Atari Edition.
Кроме того, у Xbox, за время всего цикла существования, начиная с разработки и заканчивая переходом к Xbox 360, имелось несколько комплектов разработки. Самые ранние версии были выполнены в виде вполне обычных ПК, того времени – Alpha и Durango. Чисто теоретически, их можно было собрать и у себя дома, из частей, доступных в свободной продаже. Только программного обеспечения тогда достать было нельзя, зато сейчас уже можно, после того как оно утекло в сеть. Второй комплект с виду выглядел как обычная версия приставки, только пластик был прозрачным. В задней части у Development Kit был SCSI-разъем, через который её можно было подключить к ПК. Ну и еще у Xbox был отладочный набор Debug Kit выполненный в прозрачном зеленом пластике. От других консолей их отличал еще и увеличенный объем памяти в 128 Мб. Игры на такой приставке не запускаются, зато разные консоли могут иметь файлы отмененных игр и прочие интересные данные. Например, на одной из таких консолей нашли один из билдов Starcraft Ghost. Существует и ещё одна единственная версия Debug Kit’а -оранжевая, которая каким-то чудом была сохранена, несмотря на то, что всю партию прозрачных оранжевых корпусов Microsoft решили уничтожить.
В 2001-м году по случаю запуска Xbox, внутри команд занятых разработкой первой консоли от Microsoft, была распродана серия приставок, выполненных в прозрачном зеленом пластике, с надписью: «Отличная работа!» и автографом Била Гейтса. В комплекте с такой версией консоли, шли два геймпада Duke, в аналогичном пластике. А вот партнерам из Nvidia и Intel похожие консоли уже подарили, только там была другая надпись на логотипе и джойстик в комплекте был один, уже S-модели.

Контроллеры

Тут тоже начнем с прототипов. Во время презентации Xbox в 2000-м, здоровенная X-образная приставка, управлялась с помощью контроллера Microsoft SideWinder Game Pad Pro, вышедшего в 1999-м. Это был довольно стандартный контроллер, предназначенный для ПК. А внешне он напоминал версии геймпадов от Mega Drive или Saturn, с чуть удлиненными рукоятками. У него имелось шесть кнопок, в правой части, два триггера, кнопка shift и D-pad способный работать как в аналоговом, так и в цифровом режиме. Сам контроллер подключался к USB порту, а настройка его производилась через специализированное ПО, шедшее в комплекте.
Ну и заранее стоит отметить сразу
практически идентичные, они отличались лишь логотипом
пару геймпадов
, которые шли в комплекте с комплектами разработки Alpha и Durango. Оба разрабатывались компанией InterAct, на основе их геймпадов Hammerhead. Дизайн также слегка намекал на внешность геймпадов Mega Drive, в первую очередь расположением шести кнопок в правой части. Слева располагался D-pad. А в центральной части контроллера имелось 4-ре кнопки, и два аналоговых стика. Также геймпад располагал парой триггеров.
А вот на релизе, по коробкам вместе с консолями отправился геймпад, прозванный
в переводе Герцог
Duke
. Здоровенный, под стать самой консоли, Duke имел в себе черты контроллеров от других приставок. Это, вместе с недостатком опыта и нежеланием компании Mitsumi Electric сотрудничать, стало основными причинами того, почему Duke получился таким монструозным и неудобным. В правой части были расположены шесть кнопок, расположение которых было близко к Sega Mega Drive, но, чтобы убрать очевидное сходство, четыре кнопки были покрашены в разные цвета и пронумерованы буквами «A, B, X, Y». Под этой группой кнопок был правый аналоговый стик. В левой части также располагались еще один аналоговый стик и D-pad, которые были поменяны местами, в отличии от тех же DualShock от Sony. В центре геймпада располагался внушительный логотип, под которым находились кнопки «Back» и «Start». В верхней части контроллера имеются два триггера. А еще в Duke имелся слот под твердотельную карту памяти, которая не имела особого смысла из-за наличия в приставке жесткого диска. Память годилась только для того, чтобы переносить сохранения с одной игровой приставки на другую.
Для запуска в Японии Duke категорически не подходил и даже более того, японское подразделение Microsoft было в ужасе от внешнего вида контроллера и его размеров. Так что было решено отложить запуск и разработать новый контроллер. Результатом работы стал уже более компактный геймпад Controller S, с измененным положением некоторых кнопок. Позднее Controller S заменил Duke не только в Японии, но и в остальных регионах.

Аксессуары

Как и любая другая консоль, Xbox сопровождался огромным количеством аксессуаров. В большей степени это были самые различные контроллеры. Беспроводные версии контроллеров, контроллер с клавиатурой, аркадные геймпады, рули, удочки, провода для более качественной картинки, световые пистолеты и даже полноценные винтовки. А вот каких-то особенных девайсов, для приставки Microsoft, выпущено не было. Из всего многообразия можно выделить только несколько.

DVD Movie Playback Kit

Набор для воспроизведения фильмов с DVD-дисков, состоящий из приемника и пульта. Приемник, помимо связи консоли с пультом, также содержал внутри программное обеспечение DVD-плеера. Забавным тут было еще и то, что это ПО можно было без каких-либо проблем вытащить с ключа, попросту подсоединив его к ПК через переходник. На такой шаг, Microsoft пошли по одной простой причине, чтобы не превышать установленной цены на каждую Xbox. Суть тут заключалась в том, что при таком раскладе, Microsoft не пришлось платить отчисления Dolby Laboratories, на воспроизведение фильмов с каждой отдельной приставки. С созданием DVD Movie Playback Kit, платить лицензионные отчисления нужно было только за сами наборы, которых было произведено в разы меньше, чем приставок. Это была первая порция экономии. А вторая порция экономии заключалась в том, что теперь лицензионные отчисления входили в стоимость набора, за который и платили пользователи. Profit! Ну а пользователи, которым фильмы были не нужны, просто не покупали этот набор и жили спокойно. Или взламывали приставку и получали доступ к более продвинутым DVD-плеерам.

Игры

Игровая библиотека Xbox оказалась неожиданно обширной и разнообразной на жанры. Тут были и гонки, и шутеры, и ролевые игры, и бит-эм-апы, и файтинги, и даже стратегии. В общем, ни один жанр не остался обделенным, ну кроме JRPG. Что, собственно, было и так понятно. Приставка была рассчитана на западную аудиторию, где японские ролевки еще не были особо популярны. Да и существовали некоторые проблемы, в переговорах о партнерстве с японскими разработчиками.
И особенно хорошо, у Xbox, дела обстояли со стартовой линейкой игр. Но, как говорится: «Всё познаётся в сравнении», так что давайте сравнивать. Dreamcast, на запуске в Японии, получил 4 игры, и лишь одна из них активно раскупалась – это была Virtua Fighter 3. Стартовая линейка PS2, в той же Японии, состояла из 7 проектов, среди которых можно выделить только Eternal Ring и Ridge Racer V. У Nintendo Gamecube было всего три игры, среди которых были: Luigi’s Mansion и Wave Race: Blue Storm. Конечно, к релизам приставок в Америке, стартовые библиотеки разрослись. Но если рассматривать исключительно первый запуск, Xbox оставила всех конкурентов далеко позади. Её стартовая линейка состояла из 14 проектов! Тут был и уже нашумевший шутер Halo: Combat Evolved и мощный файтинг Dead or Alive 3 и гонки Project Gotham Racing, и платформер Oddworld: Munch's Oddysee, и Tony Hawk’s Pro Skater 2X, и мать его Shrek.
И без того сильную линейку игр Xbox укрепил провал Sega Dreamcast. После того как Sega отказалась от производства собственных игровых консолей, ей пришлось выбирать новую платформу для своих тайтлов. И так как с Microsoft они уже сотрудничали, то и выбор был вполне очевиден. Благодаря такому сотрудничеству, Xbox получила: порт Shenmue 2, до этого доступный только на Dreamcast; временный эксклюзив Crazy Taxi 3, позднее ушедший еще и на Windows, что было вообще не критично для Microsoft; полностью эксклюзивное продолжении Jet Set RadioJet Set Radio Future; новую часть серии Panzer DragoonPanzer Dragoon Orta; Gunvalkyrie, шутер который вначале разрабатывался под Dreamcast.
Собственных эксклюзивов у «Майков» тоже было достаточно: гонки Midtown Madness 3, Sega GT Online и Forza Motorsport; пачка симуляторов сноуборда Amped 1 и 2; необычный fps с элементами бит-эм-ап и видом от первого лица - Breakdown; мощный симулятор боевого меха с огромным комплектом контроллеров, без которого игра не запустится - Steel Battalion; ремастированный Conker: Live & Reloaded; новые части известных франшиз: Dino Crisis 3 и Unreal Championship 2: The Liandri Conflict; и только на оригинальном Xbox можно было поиграть в первоначальную версию Ninja Gaiden, отличающуюся повышенным градусом хардкора.
Но особенно сильно выстрелил сервис Xbox Live запущенный в ноябре 2002-го. Это был первый централизованный онлайн-сервис такого масштаба, да еще и с подписочной моделью. Так что, если вы всегда задумывались, кто же виноват во всём этом пи***це, с подписками и платным онлайном, все проклятья стоит слать в адрес Microsoft. Стартовый набор подписки The Xbox Live Starter Kit стоил 50$ США, давал доступ к сервису на целый год и продавался в комплекте с гарнитурой, что давало возможность не только играть с другими людьми по сети, но и общаться с ними через голосовой чат. Но на старте количество игры было довольно ограниченным, 9 игр на запуске, включая Halo: Combat Evolved и Unreal Championship 2. Но уже за первые два года, количество поддерживаемых игр перевалило за 50, а количество уникальных пользователей достигло миллиона. Это подготовило хорошую почву для следующей консоли MicrosoftXbox 360.

Пиратство

В виду того, что Xbox был весьма схож с персональными компьютерами, взломали его достаточно быстро. За неделю. Сделал это один из студентов
Massachusetts Institute of Technology, он же Массачусетский технологический институт
MIT
Эндрю Хуанг, попросту вытащив образ BIOS’а консоли и выложив подробную инструкцию в интернет. Уже к маю 2002-го с помощью инструкции Хуанга был сделан модчип приставки - Xtender. Создатели чипа обещали убрать региональную блокировку, включить возможность проигрывать DVD-диски с фильмами, без покупки DVD Movie Playback Kit, а также обещали снять защиту от копирования. Но если первые две функции реально работали, то обещание обхода защиты от копирования, так и осталось обещанием.
Затем, с помощью
на одном конце которого был разъем геймпада, а на другом стандартный USB
специального кабеля
, научились подключать к приставке флешку. Это упрощало обмен файлами между приставкой и ПК. Так, например, можно было забрать с приставки сохранения к какой-либо игре и отредактировать их на ПК. Так как подобные файлы вообще никак не шифровались. А файлы сохранения той же MechAssault и вовсе позволили получить доступ к зашифрованным областям жесткого диска консоли, что в свою очередь дало возможность накатить дистрибутив Linux поверх ОС приставки. Ну а дальше, с консолью можно было делать вообще что угодно, по сути превращая приставку в настоящий мультимедийный комбайн, для гостиной. Microsoft, конечно, предпринимала некоторые шаги, чтобы это исправить, но не так чтобы активно. Бороться с пиратством тоже долго не стали, просто вынесли некоторые уроки и все силы отдали разработке приставки следующего поколения.

Приставка в масс-медиа

Вообще рекламная кампания Xbox была одной из самых дорогих кампаний того времени и оценивалась в 500 миллионов долларов. Просто потому, что Microsoft, имевшие за плечами огромные доходы от продаж своих операционных систем и офисных приложений, могли себе это позволить. Ну и как водилось в то время, первые рекламные ролики приставки вызывали исключительно такую реакцию:
Чуть позднее начали рекламировать уже игры и стало чуть более понятно. Апофеозом всей компании стала запуск продаж приставки на Таймс Сквер, про который уже было сказано в блоке о разработке консоли. Так что повторятся нет смысла. В остальном же, видеоролики на ТВ сопровождались всеми остальными видами рекламы, плакатами, рекламными щитами, статьями в журналах и прочими.На фоне успешного запуска в Америке, запуск в остальных частях света оказался настоящей катастрофой. В Японии приставка с треском провалилась. А в Европе пропала в довольно крупный скандал с рекламой, выпущенной агентством Bartle Bogle Hegarty. Слова тут излишни, просто посмотрите сам ролик. В последствии это, довольно провокационное видео, сняли с показа, но к счастью для нас, интернет всё помнит.

Приставка в России

В России, как и во всём остальном мире, Xbox оказался менее популярным, чем PlayStation 2. Но, тем не менее, интерес к консоли от Microsoft тоже был немаленьким. В первую очередь из-за того, что сама приставка довольно легко перепрошивались, а прилавки торговых точек заваливались сотнями копий пиратских дисков. Сами Microsoft выбрали стратегию, уже проверенную Sony, во времена активного пиратства в России PlayStation и игр к ней. Они попросту ничего не делали, стараясь нарастить базу своих пользователей. Чем и завоевали любовь среди отечественных геймеров.

Закат популярности

Несмотря на несомненный успех Xbox на рынке игровых консолей, он слишком дорого обошелся своим создателям, а прибыль начал приносить только к концу жизненного цикла. Но в остальном, как и в случае с любой другой игровой системой, Xbox практически спокойно отпахала срок и была снята с производства в 2005-м, для того чтобы освободить производственные мощности под приставку следующего поколения – Xbox 360. Последней игрой, выпущенной для приставки, стал спортивный симулятор Madden NFL 09, релиз которого состоялся в августе 2008-го года. В 2009-м консоли сняли с поддержки, а в 2010-м отключили от сервиса Xbox Live.

Приставки сейчас

Удивительно, но даже сейчас оригинальный Xbox может быть весьма актуальной железякой, в особенности для любителей ретро-гейминга. На ней есть достаточно большое количество интересных эксклюзивов, а почти вся мультиплатформа выглядит в разы лучше, чем на других приставках того же поколения. Ну и плюс ко всему вышесказанному, на данный момент нет ни одного более-менее адекватного эмулятора оригинального Xbox, способного справиться с большей частью игровой библиотеки. Взять, например, XEMU – один из самых продвинутых эмуляторов Xbox. Идеально на нём работают только 36 игр, из 1000-й библиотеки. И это далеко не самые популярные проекты. А подавляющее большинство игр просто помечены как играбельные, но у каждой есть какие-либо проблемы.
Автор: Folstaad для сайта GameSpirit.org
Ключевые слова: Microsoft, Xbox, Xbox Original

О нас

Контакты