GameSpirit.org

Обзор The Thaumaturge

Название:
The Thaumaturge
Разработчик:
Fool's Theory
Издатель:
11 bit studios
Релиз:
04.03.2024
Польский игропром, за последние двадцать лет, умудрился пройти удивительный путь от трешовых «польских шутеров» до статуса серьезной игровой «кузницы», которая способна выдавать по-настоящему мощные проекты: Ведьмак, Cyberpunk 2077,
кроме «Картеля», конечно же
Call of Juarez
и Dying Light. А уж сколько неплохих среднебюджетных проектов собирается в Польше, наверное, и не сосчитать. И сегодня мы поговорим об одном из таких середнячков.
The Thaumaturge – это сюжетно ориентированная ролевая игра, с обещаниями сделать упор на детективную составляющую. Вот только, к сожалению, она только обещает. За разработку игры ответственна относительно молодая польская студия – Fool’s Theory, основанная в 2015-м. И как зачастую бывает, сотрудники в этой молодой, но очень амбициозной студии, сплошняком отборные ветераны игровой индустрии. Во главе стоит Якуб Рокош, ранее работавший в CD Project и трудившийся над квестами для второго и третьего «The Witcher». Тем же занималась и его супруга – Каролина Рокош. Ну а кроме этого, разные сотрудники Fool’s Theory трудились над Hard West, Dead Island, Call of Juarez: The Cartel, State of Decay и даже предпоследней
правда в качестве локализаторов
God of War
. А прямо сейчас, они пилят ремейк первого «Ведьмака», которым занимаются параллельно с разработкой The Thaumaturge.
Работа над The Thaumaturge началась летом 2022-го. Первоначально проект назывался Vitriol. В качестве издателя выступила 11 bit studios, и вместе с разработчиками нам обещали глубокую и неоднозначную, в плане морали, ролевую игру. Сеттинг выбрали многообещающий. Основным местом действия игры стала Варшава начала XX-го века, закутанная в вуаль славянского фольклора, мистицизма и оккультизма. Почти сто лет, Польша находиться в составе Российской Империи, и именуется Польским Царством. За спиной поляков несколько восстаний и принудительная
что, естественно, баллов «злым русским» не добавила
русификация общества
. А впереди первая мировая и революция.
На момент старта игры идет 1905-й год. Главный герой игры – молодой польский дворянин по имени Виктор Шульский. Виктор «Тауматург»*. Сама же «тауматургия», в The Thaumaturge, это некая разновидность магии, которая позволяет обладателю магической силы, разглядывать в людях пороки, обращать их себе в пользу и, вместе с этим, приручать себе существ, именуемых «Салюторами»**. Но мало кто из «тауматургов», осмеливается подчинить себе более одного «салютора». А Виктор, как раз из числа тех, кто не боится, ибо его порок – гордыня. Однажды ему подвернулся случай обзавестись новой «зверушкой». Вот только обряд взятия власти над дополнительной нечистью, оказался неудачным. Герой оказался на грани того, чтобы остаться вообще без сверхъестественных сил. Его связь, с первым «салютором» начала истончаться и ослабевать с каждым днём.
*Само слово «тауматург» происходит от греческого «θαυματουργός», дословно переводится как тот, кто творит
«Θαύμα» на греческом
чудеса
. Как отмечено в самой игре: |«Тауматурги» – или «темпероманты» – способны узнавать чужие тайны. Они видят изъяны – раны человеческой психики – и могут вывести их на поверхность. Но поможет ли это излечить душу? Невозможно объяснить, кто такие «тауматурги», не родившись одним из них.|
**«Салютор» - местное обобщенное и вычурное название для самой разной нечисти. Как правило они приманиваются на человеческие изъяны и усугубляют их, постепенно толкая людей на необдуманные поступки.
За исцелением Виктор отправился в путешествие по России. Его цель – найти Григория Распутина, в надежде на то, что тот поможет ему исцелиться. Настигнуть святого старца удаётся только на Кавказе. К счастью для Шульского, его надежды оправдываются. После небольшой проверки своих сил, он получает то чего хотел. После сеанса гипноза, проведенного Распутиным, Виктору удаётся восстановить связь со своим «салютором». А тут еще оказывается, что деревеньку, в которой задержались Распутин и Шульский, терроризирует еще один злобный дух. Виктор тут же желает заполучить его себе в коллекцию, даже несмотря на то, что предыдущая подобная авантюра окончилась плохо. Он начинает расследование и вскоре находит, у одного из жителей деревни «изъян»*, который приманил нечисть. Виктору удается забрать «изъян» себе, а вместе с ним и нового «салютора», но приручить новую «животинку» выходит только при помощи Распутина. Сразу после этого Виктор получает телеграмму с известием о смерти отца и решает вернуться в Варшаву. На этом моменте заканчивается пролог и начинается настоящая The Thaumaturge.
*«Изъян» — отпечаток какого-либо важного события на душе человека, чем-то напоминают смертные грехи. «Изъяны» приманивают к людям диких «салюторов», и если забрать себе изъян человека, то можно попытаться подчинить себе привлеченного демона. Главный «изъян» Виктора — гордыня, если постоянно его подпитывать, он будет влиять на диалоги и даже концовку. Несмотря на то, что сбор «изъянов» выглядит
с логичной точки зрения
неразумным
, в игре не предусмотрены штрафы за их получение. Скорее даже наоборот, они дадут вам некоторые преимущества, даже не беря в расчет дополнительных «салюторов».
Игровой процесс в The Thaumaturge можно четко разделить на две составляющие. Это исследование мира со всеми вытекающими особенностями и сражения с врагами. Основа тут, конечно, классическая. Двигаясь по сюжету, придется бегать по локациям, посматривая вокруг и находя всякие маловажные предметы, которые в большинстве своём одарят вас каким-либо текстом, посвященным миру игры. Кроме того, можно наткнуться на всякие места интереса, например, смотровые площадки или кафешки, в которых можно чего-то попробовать и получить красивый арт. Ну а так как с дизайном окружающего мира тут полный порядок, бегать по локациям, разглядывая всё подряд очень интересно. Кругом можно наткнуться на что-то интересное, ресторанчик или кафе с местной кухней, музыкантов и много чего еще. Посещение многих из этих мест интереса наградит вас зарисовкой от Виктора.
Нередко вы будете оказываться в ситуациях, когда нужно будет совершать какой-либо выбор. Некоторые не оказывают серьезного влияния на сюжет, а приводят к одной из развязок какой-нибудь локальной проблемы. В том же прологе один из конфликтов можно решить разными путями, но на последующую игру ни один из вариантов не повлияет. Другие же решения, принятые вами и Виктором, будут иметь непосредственное воздействие на то, как закончится история The Thaumaturge. А случиться это может одним из восьми вариантов.
Помимо основного сюжета, игра может предложить и множество дополнительных историй. Часть из них имеет ограничение по времени. Но не пугайтесь, ограничивать вас будет не по таймеру, а по продвижению основного сюжета. Сами сайдквесты, по большей части интересные. То расследование нужно провести, то попасть в потустороннюю версию Варшавы, где вам покажут прошлое Виктора. Хотя есть и классические проблемы в духе подай/принеси. Стоит отметить еще и то, что ровно половина доступных «салюторов» добывается именно во время необязательных заданий. Так что, если не бегать везде и всюду, есть большие шансы добраться до финала, лишь с половиной собственных чертей.
Еще хочется отметить местную систему быстрых перемещений. В первую очередь, она нужна для перемещения по отдельным районам Варшавы. Пешком ни в один из них добраться нельзя. Ездить можно на экипажах или на трамваях. А главная проблема тут в том, что на карте не отмечается, куда именно вас переместит. Особенно это напрягает, когда куда-то отправляешься впервые и оказываешься абсолютно в противоположной стороне от нужного места.
Главным отличием игры, в исследовательской части, является то, что периодически придется заниматься разного рода расследованиями и искать улики. И вот в этом кроется самая большая проблема The Thaumaturge. Дело тут в том, что механика расследований чрезмерно автоматизирована. Чтобы найти улики, нужно постоянно нажимать одну кнопку. А дальше, сверхъестественная «тауматургическая» сила Виктора безошибочно приведет вас куда надо. Затем, при приближении, эта же сила подсветит нужный предмет. После взаимодействия с ним, Виктор сам, абсолютно без вашего участия, проведет все необходимые «ниточки» между зацепками и выстроит полноценную картину событий. А вам останется только выбрать появившиеся варианты ответов в диалогах. В итоге мы имеем детективную игру, где не надо думать, а все расследования отрабатываются по простой схеме: «press X to win». Неужели было сложно позволить игрокам самим искать ответы, как это было сделано в The Sinking City или Murdered: Soul Suspect?
С боевой системой дела обстоят лучше, но не во всём. Боёвка, в игре, пошаговая и завязана на использовании доступных атак, отображаемых в виде карточек. По духу, немного напоминает нашу «Чёрную Книгу», только вместо колдовских слов собирать надо «салюторов», а уже они будут давать дополнительные возможности. Но в большей степени, разработчики вдохновлялись, конечно же жанром JRPG. В боях пан Шульский полагается не только на свои кулаки или оружие, но и на мистические способности, а также на подчиненных «салюторов». И у вас, и в врагов есть шкалы здоровья, концентрации, а вверху экрана находится шкала очередности хода.
На каждый ход, вам даётся по одному действию, для Виктора и для одного из «салюторов». У последних нет жизней, так что за их безопасность переживать не стоит. Но если умрет Виктор, то вы проиграете. Каждый сверхъестественный помощник Виктора уникален и обладает рядом особенностей. Некоторые сильнее атакуют, другие лучше выбивают вражескую концентрацию, а третьи способны излечивать хозяина при атаках. Это, кстати, единственный способ подлечиться в бою, так как никаких расходников в игре нет. «Салюторов» можно брать до четырех штук, на бой. И при этом их способности можно свободно чередовать.
Физические атаки Виктора могут быть быстрыми, сильными и запланированными. Если враг стоит близко, ему прилетит в лицо кулаком, если в отдалении, то Виктор выстрелит в него из револьвера. Забавно тут то, что удар в лицо, зачастую может нанести больше урона чем выстрел. А своими «тауматургическими» атаками, Виктор может накладывать на врагов периодический урон, или сбивать им концентрацию, вплоть до лишения хода. Ну и есть еще один вид спец атак, которые можно совершать, только при соблюдении некоторых условий.
Зачастую, в последующих боях, приходиться пересматривать свою тактику. Это достигается разными особенностями, что накладываются на противников. Одни получают стойкость к урону, другие лечатся в каждый свой ход, на третьих становиться невозможно наложить проклятья. Снимаются такие особенности, атаками определенных «салюторов», так что игра вынуждает вас пользоваться ими всеми. И это, пожалуй, единственный серьезный плюс боевой системы.
А вот в плане разнообразия противников, The Thaumaturge, не слишком изобретательна. Все противники в игре – люди. Вооруженные дубинками, ножами, пистолетами, винтовками. Но всё же люди. Когда дело доходит до боев с боссами, то есть дикими «салюторами», сражаться приходится не с ними, а с человеческими проекциями, которые лишь немного отличаются от людей внешностью. И только огромные зависшие силуэты «салюторов», и их периодические атаки, отличают битвы с боссами, от других схваток. Ну и с другими «тауматургами» сразиться придется.
Еще стоит отметить, что распределены сражения довольно неравномерно. В какой-то момент, можно целый час бегать по Варшаве, не натыкаясь на противников. А после этого может получиться так, что каждый разговор с NPC будет заканчиваться потасовкой. И чем ближе будете приближаться к финалу, тем дольше будут затягиваться бои и тем больше они начнут надоедать, ввиду однообразия.
Ролевая система в игре немного нестандартная. Уровни, по классической схеме, набираются накоплением опыта, который дается не только за сражения и успешное выполнение квестов, но и за сбор улик, посещение мест интересов и даже за чтение многочисленных обычных записок. Так что есть еще больше причин, чтобы исследовать локации, так как поиск местной печатной продукции, может принести больше опыта, чем схватки с врагами. За каждый уровень вы будете получать «очко тауматургии», которое можно потратить на развитие мистических способностей героя.
Распределение «очков тауматургии» дает главному герою прокачку черт, которые будут влиять на его способности подмечать разные факты, при нахождении улик, или же разблокирует дополнительные варианты в диалогах. Кроме этого, некоторые черты увеличат жизни Виктора, или очки его концентрации. Также каждое вложенное очко даст дополнительные особенности, которыми можно будет усилить все активные способности.
Виктор, как «тауматург», имеет четыре направления для развития: «Сердце» даёт увеличенный урон по врагам; «Разум» улучшает концентрацию героя, и дает разные бафы и дебафы; «Деяния» усиливают мучения противников, «Слово» так же улучшает вашу концентрацию и сильнее ломает её врагам. Вся прокачка сильно завязана на прирученных «салюторах», чем больше вы их найдете, тем больше сможете вложить очков в ту или иную черту. Иногда такая система даёт сбой. По ходу игры можно попасть в ситуацию, когда вам для расследования нужно до определенного уровня прокачать ту или иную черту, но вы не можете этого сделать, так как нужного «салютора» у вас еще нет.
С технической точки зрения у The Thaumaturge всё неоднозначно. Несмотря на то, что игра собрана на Unreal Engine 5, назвать её передовой в графическом плане сложно. При этом производительность оставляет желать лучшего и игра довольно требовательна к железу. Хуже всего у игры обстоят дела с отображением волос, меха и растительности. Также при переходах между локациями постоянно наблюдаются подгрузки текстур, занимающие по несколько секунд. А Виктор практически постоянно норовит застрять в воротах, да и вообще управление во время движения не самое отзывчивое. Есть претензии и к звуку. На все битвы в игре пара однообразных композиций. А английская озвучка, по крайней мере для русскоговорящего человека, очень режет слух. Некоторые персонажи в диалогах скачут с русского на английский, а акценты явно достали из коробки с боевиками «категории Б», лежавшую где-то с 90-х. Лучше включить польскую.
Из остальных проблем, хочется отметить наличие в нарративе русофобии , вместе с которой досталось немцам и евреям. Но тут ничего не поделаешь, исторические обоснования тут есть. Но можно было и не так сильно гиперболизировать. Ну и проглядываются некоторые польские комплексы, по поводу размеров России. Также, The Thaumaturge не избежала влияния «всеми любимой» повестки. Одна из немногих любовных линий, поднятых в игре, развязывается между парочкой донских казаков.
А вот за что The Thaumaturge хочется искренне хвалить – так это мрачная атмосфера Варшавы, начала XX-го века. Получился настоящий город контрастов, каждый район которого, каждая улочка и каждый дом, будь то снаружи или внутри проработаны с большой любовью и это видно. Даже не смотря на крайне пассивные действия NPC, город ощущается живым и постоянно меняется, что только увеличивает желание его исследовать.
По итогам, из The Thaumaturge получился очень и очень неоднозначный проект, уверенно записываемый в «категорию Б». На каждое свое достоинство она умудряется найти недостаток. Как ролевая игра, The Thaumaturge, совершенно не воспринимается. Бои однообразные, расследования автоматические, и только исследовать местный мир интересно, хоть со временем начинаешь уставать от постоянной беготни. Но даже так, игра умудряется увлечь своей атмосферой, нарративом и не самым распространенным сеттингом. Но если вы не большой любитель читать огромное количество текстов, выдаваемых порционно, возможно вам стоит пропустить этот проект.
Автор: Folstaad для сайта GameSpirit.org
Ключевые слова: The Thaumaturge

О нас

Контакты