Название: | Submarine Titans |
Разработчик: | Ellipse Studios |
Издатель: | Руссобит-М |
Релиз: | 22.07.2000 |
К концу 1990-х, на вершине жанра RTS бесспорно господствовали Westwood и Blizzard. Command & Conquer, вместе с Warcraft, стали законодателями для стратегий в реальном времени на долгие годы. Почти все стратегии, выходившие на рубеже XX и XXI веков, в той или иной степени закономерно были очень похожи на них. При этом многие студии, включая совсем небольшие, частенько отваживались на поразительные эксперименты.
Age of Empires привнесла в жанр механику развития своей цивилизации, взятой из серии Civilization (но упрощенную). Кроме этого, Age of Empires смогла предложить игрокам немного более сложную экономику и самую простую дипломатию. Вместе с Total Annihilation в жанр пришло 3D. Machines разбавили уже устоявшийся геймплей элементами FPS. В 1998-м вышел Starcraft, который представил игрокам сразу три непохожих друг на друга расы, столкнувшихся в ожесточенном конфликте и баланс, доведенный практически до совершенства. Starcraft сразу стала настолько влиятельной игрой, что породила огромное множество подражателей.
Сегодняшняя игра - Submarine Titans, в своё время тоже пострадала от сравнений с легендарной RTS. Хотя на деле является весьма самобытным проектом, лишь отдаленно напоминающим SC внешне. Игра была выпущена австралийской студией Ellipse в 2000-м году, но при этом имеет «славянские корни». А дело в том, что разработка игры началась еще 1996-м году силами украинской компании «Меридиан’93». Далее, большую часть команды выкупила компания «Мегамедиа», и переместила сотрудников в Австралию, где те закончили свой проект, уже в составе студии Ellipse. На территории России игра тоже выходила и даже более того, Submarine Titans были целенаправленно ориентированы на российский рынок, так как жанр RTS у нас всегда пользовался особой любовью. У нас игра вышла под названием «Морские Титаны». Игра получила полную русскую локализацию, над которой работали «1С» и Snowball Studios.
Несмотря на довольно непривычный сеттинг, и невооруженным взглядом понятно откуда разработчики черпали своё вдохновение. Во-первых, как и другие стратегии того времени, Submarine Titans основана на классической схеме: постройка базы, добыча ресурсов, производство войск и уничтожение противников, без каких-либо компромиссов. Во-вторых, игра выполнена в популярном Sci-Fi сеттинге. В-третьих, три расы, доступные в игре, тоже наталкивают на определенные мысли.
История мира Submarine Titans берет начало в 2037-м году. Именно в этом году ведущие астрономы земли сходятся во мнении, что к нашей планете приближается Комета Кларка. И столкновения с этим космическим телом человечеству не избежать. По всей планете начинается глобальный движ, посвященный попыткам избежать коллапса. Где-то через год возникает мощная эко-организация EcoOctopus, и это первый участник будущих событий. Своей основной целью она делает разработку новых технологий, заботу об окружающей среде и освоение подводных территорий, для жизни и добычи полезных ископаемых. Вместе с покорением подводных глубин, EcoOctopus начинает и покорение космоса (забегая вперед, скажем, что космос остался неприступен).
Вскоре у эко-корпорации появился и соперник. К 2040-му году силами ООН создается новая военизированная структура – подразделение Объединенных Сил Обороны Земли (UN Combined Earth Defense force - UNCED).На её плечи ложится задача по поддержанию мира на всей планете. В том числе, и с использованием силы. За агрессивные методы ведения дел, новое подразделение начинают называть Акулами (Sharks), естественно за глаза. К 2041-му году EcoOctopus открывает свои первые подводные колонии, где может поселится любой, кто обладает достаточными средствами. UNCED, в свою очередь, начинает разработку огромного лазера, эдакого «оружия судного дня», необходимого для уничтожения приближающейся кометы. Впрочем, проекту не суждено будет сбыться, из-за напряженных отношений внутри организации и коррупции. Параллельно с разработкой секретного оружия, UNCED начинают разрабатывать свои подводные убежища, исключительно для себя.
Комета продолжает приближаться, а UNCED подминает под себя всё больше и больше стран. Вскоре организация накапливает достаточно сил, чтобы взять в свои руки контроль за распределением жизненно важных ресурсов и все ядерные технологии. На этом моменте работы над проектом «лазер судного дня» полностью прекращаются. Начинается разработка нового проекта по уничтожению Кометы Кларка, с помощью щита из спутников, начиненных ядерными бомбами. EcoOctopus тоже не сидят без дела. Их ученые начинают работы по изучению телепортации, а сама корпорация заручается поддержкой стран третьего мира.
В 2045-м году происходит первое открытое столкновение между EcoOctopus и UNCED. События разворачиваются на территории Северной Америки, попутно ввергая США в очередную гражданскую войну. В результате конфликта, обе организации оказываются на грани уничтожения и скрываются на своих подводных базах. В 2046-м году Комета Кларка достигает «ядерного щита» и от серии взрывов раскалывается на 46 крупных кусков. Несмотря на явный успех «щита», обломки кометы продолжают двигаться к Земле. Все страны, обладающие ядерным оружием, направляют свои ракеты по фрагментам кометы, в надежде сбить их, но терпят неудачу. Забавно, но даже эти события не могут укротить ярость UNCED, и они наносят ракетные удары по базам EcoOctopus. А те, в свою очередь, наносят ответные удары. А вслед за этим планету накрывает осколками кометы. В течении 14 часов непрерывного метеоритного дождя, население планеты оказывается практически уничтоженным. Кроме небольших убежищ и подводных баз EcoOctopus и UNCED.
Несколько следующих десятилетий планета переживает череду катаклизмов, вызванных падением кометы. Вначале Землю накрывает ядерная зима, из-за пепла и мусора в атмосфере. А после того, как всё это безобразие оседает, планета начинает неестественно нагреваться, без каких-либо видимых причин. Из-за глобального потепления тают ледники и уровень океана поднимается вверх (поглотив большую часть суши). Примерно в 2085-м году, остатки человечества из EcoOctopus и UNCED обнаруживают новый материал - Кориум, занесенный на планету вместе с обломками кометы. Ученые приходят к выводу, что потепление вызвано именно Кориумом, так как он представляет собой источник довольно мощной энергии. Обе фракции начинают активно добывать новый ресурс и производить технологии на его основе. К 2105-му году UNCED переименовывается в «Белых Акул». Теперь их главная цель – уничтожение кровных врагов из EcoOctopus, захватить власти над планетой и возвращение на поверхность. EcoOctopus тоже переименовываются, в «Черных Осьминогов», их цели более благородны. Они стремятся превратить землю в настоящий экологический рай, благодаря новым технологиям.
В 2110-м году «Черные Осьминоги», исследуя австралийский кратер (оставленный самым крупным обломком Кометы Кларка), натыкаются на новую форму жизни – «Силикойдов». Пришельцы попали на Землю по чистой случайности. Оказавшись в нашей солнечной системе без топлива, они вскоре обнаружили залежи кориума на комете. Во время дозаправки комета столкнулась с «ядерным щитом» землян и оказалась разрушена. Корабль «Силикойдов» сильно пострадал, но большая часть внеземной цивилизации выжила, и начала предпринимать попытки всё восстановить, чтобы свалить с планеты. Именно за этим делом их и застали «Осьминоги». Первый контакт прошел весьма неудачно. Обе стороны просто начали применять силу. Так продолжалось, примерно 5 лет, пока на позиции «Черных Осьминогов» не нападают «Белые Акулы». К этому времени они как раз накопили достаточно сил, чтобы устроить полномасштабную войну. И вот на этом моменте начинаются события игры. Дальнейшее противостояние трех сторон раскроется через три сюжетные кампании.
Костяк геймплея строится на уже отработанной формуле проектов Westwood и Blizzard. Большинство миссий в кампании вы начинает с главного здания и нескольких отрядов (в одиночных/многопользовательских матчах и вовсе с одного или нескольких юнитов, без зданий). В кратчайшие сроки вам необходимо наладить добычу ресурсов, развить свою базу, организовать оборону, построить армию, изучить новые технологии и приготовиться к столкновениям с врагами. Единственный приемлемый вариант победы – полное уничтожение вражеских сил. Никаких компромиссов. Никакой дипломатии. В сюжетных миссиях естественно будут и другие задачи, помимо тотальной аннигиляции врагов. Например, сопроводить союзные силы в определенную точку на карте, или вовсе устроить тайную торговую операцию, по покупке вражеских технологий.
Каждая из представленных сторон, в Submarine Titans, отличается не только внешне, но функционально. Хотя на первый взгляд между «Белыми Акулами» и «Черными Осьминогами» отличия минимальны, две эти фракции следуют разным доктринам. «Белые Акулы» – гораздо более воинственны и это единственная фракция, способная производить боевые субмарины с самого старта. Другим же для этого необходимо исследовать технологии и строить больше зданий. В связи с этим, играя за «Акул» можно устроить врагам самый настоящий «зерг раш». Юниты этой фракции более разнообразны и созданы для боев, они более бронированы и несут на себе самые тяжелые торпеды.
«Черные Осьминоги» во многом похожи на «Акул». У них те же принципы сбора ресурсов и да в целом – это тоже люди. Но «осьминоги», в своих убеждениях, абсолютно противоположны «Белым Акулам». Они гораздо менее воинственны, и предпочитают решать дела мирным путем (ну если дело не касается инопланетных форм жизни). Впрочем, игра такого подхода не одобряет, поэтому «Чёрным Осьминогам» все равно придется сражаться. В боевых действиях они делают ставку на сильную оборону, высокие технологии и военную хитрость. Их субмарины не столь хорошо защищены и вооружены, как субмарины «Акул», зато быстры и обладают рядом других достоинств. Например, некоторые юниты имеют режим невидимости. Другие вооружены лазерами, которые поражают врагов точнее, чем торпеды. Третьи могут обездвиживать вражеские суда с помощью парализующего луча. Технологическое древо «Осьминогов» гораздо богаче, но это значит еще и то, что ресурсов на развитие фракции потребуется больше. Из особо сильного оружия у «Осьминогов» есть дельфины-камикадзе и лазерная бомба.
А вот «Силикойды» значительно отличаются от «Черных Осьминогов» и «Белых Акул» во всём. Забавно, но эта раса вобрала в себя особенности почти всех рас из Starcraft, с которой так любят сравнивать Submarine Titans. От «Терранов» им досталась возможность строить для некоторых зданий дополнительные модули, которые откроют доступ к новым технологиям и возможностям. От «Протоссов» взяли энергетические щиты. А от «Зергов» - принцип постройки базы, когда один строительный юнит может построить лишь одно здание. В открытом бою «Силикойды» довольно слабые противники, но на поздних стадиях игры они это легко компенсируют с помощью огромного количества технологических улучшений. Юниты этой расы являются биологическими организмами и способны регенерировать здоровье. Кроме всего этого, пришельцы поражают своими оборонительными способностями. В качестве финального оружия, «Силикойды» используют лазерные спутники и вакуумные бомбы.
От большинства стратегий в реальном времени, Submarine Titans отличает весьма необычная (для того времени) механика пространства. Дело тут в том, что вам придется учитывать не только рельеф карт (что довольно распространенное явление для жанра), но и глубину. С рельефом всё довольно просто. В обороне, правильное использование рельефа может облегчить вам оборону базы. Ну а если вы забыли учесть парочку факторов, может получится и так, что во время нападения, ваши защитные сооружения разнесут вам парочку зданий. Тоже самое нужно будет продумывать и при налетах на вражеские базы. Ведь можно спрятать свои субмарины за зданиями противника и ждать пока его же пушки, будут разносить постройку в пух и прах. Кроме этого, ландшафт поможет скрыть перемещение ваших войск от глаз противника, или организовать засаду, в каком-нибудь тоннеле.
А вот с механикой глубины всё намного интереснее. Во-первых, стоит озвучить, что и ваши субмарины, и субмарины противника могут свободно изменять глубину погружения. Во-вторых, вам придется учитывать на какой глубине строятся здания и оборонительная техника. Ведь из-за разницы в глубине ваши войска могут попросту не достать до сил противника. Этот факт открывает довольно сильное пространство для тактических маневров. Юниты активно пользуются изменением глубины погружения, чтобы преодолевать неровности ландшафта, а также избегать попаданий вражеских снарядов. Так что любой бой может закончится весьма непредсказуемо, из-за того насколько ловко будут маневрировать ваши юниты и силы противника.
Еще одной особенностью Submarine Titans станет необходимость контролировать боеприпасы ваших субмарин. Если конечно, вы не хотите остаться с армией машин, которым нечем атаковать врага. Чтобы такого не случилось вам придется строить арсеналы, в них будут производится торпеды, мины и прочее вооружение. Снаряды будут нужны для большинства юнитов, но есть и те, что сами заботятся о своем снабжении. Как и в любой другой RTS, ваша армия должна будет состоять из разных типов войск, вооруженных самыми разными боеприпасами.
А чтобы вам не было скучно играть за одну и ту же фракцию, в игре завезли промышленный шпионаж. Построив определенное здание, и «Белые Акулы», и «Черные Осьминоги», и «Силикойды» смогут воровать технологии противников. Но не стоит боятся, такая возможность могла бы сильно сломать баланс игры, но шанс украсть технологию достаточно невысок, да и подвержен рандому. Но если повезет сможете получить технологии постройки новых субмарин или даже зданий.
А вот чего точно не было ни в одной другой стратегии, на момент релиза «Морских Титанов», так это компьютерного ассистента. Да вы не ослышались, если у вас есть желание, вы можете скинуть часть задач на ИИ, сосредоточившись на самом главном – сражениях. ИИ может работать в нескольких режимах: это добыча ресурсов; защита базы; или полный контроль над вашими силами. А вы сможете заниматься своими делами. Игра будет играть сама в себя. Забавная хрень, ничего и не скажешь.
Отдельным пунктом стоит отметить общую неторопливость игры, абсолютно во всём. Начиная с постройки зданий и заканчивая передвижениями юнитов. Когда в любой другой RTS (хоть в том же Starcraft), на 20й минуте у вас отстроена база, сделано войско и изучены почти все технологии, в Submarine Titans - вы в лучшем случае наладите производство ресурсов и выстроите первую линию обороны. Если брать в расчет не сюжетные миссии, а простые одиночные битвы, допустим против ИИ, то в среднем на один заход вам потребуется около часа. Впрочем, такая неторопливость создают игре дополнительный пласт атмосферы, в океане всё протекает гораздо медленней, чем на суше. Кому-то это может показаться неудобным, но в однозначные минусы такое записывать нельзя - тут чисто вкусовщина.
К сожалению, без проблем в Submarine Titans тоже не обошлось. Первым делом стоит обратить внимание на сюжет и его подачу. В самой игре он присутствует весьма скомкано. Вступительный ролик и вовсе оставляет тебя наедине с мыслью, что «них*я не понял, но очень интересно». Не лучше ситуация и в сюжетных кампаниях. Между миссиями вас ждут короткие текстовые брифинги, которые относятся исключительно к предстоящему заданию. Никакой глобальной картины они не дают. А все самое интересное разработчики запихнули в мануал.
К вышеописанной проблеме добавьте бестолковый ИИ. Причем не только играющий за оппонентов, но и тот, что будет управлять вашими войсками. У субмарин часто возникают трудности с выбором нужной глубины и перед препятствиями они постоянно подтупливают. Особенно сильно ситуация осложняется, когда вы управляете большими отрядами. В такой суматохе юниты толкаются и мешают друг другу изменять глубину, что может стать для них фатальным. Утешает только лишь то, что вражеские войска ведут себя точно также.
К этим крупным косякам можно добавить еще немного, уже менее значительных, но всё же неприятных. В игре очень сумбурный и не дружелюбный интерфейс. Древа развития фракций, в Submarine Titans, перегружены технологиями, многие из которых не приносят особой пользы. На изучение всех технологий вам потребуется очень много времени, даже при условии, что вы построите несколько исследовательских зданий. И это затягивает игровой процесс. Имеется явная нехватка баланса. Порой здания разрушаются быстрее, чем субмарины, а оружия массового поражения способно снести абсолютно всё в зоне поражения. Это делает стратегию сумбурных нападений, с применением супероружия - самой эффективной стратегией. Взять «Черных Осьминогов», вы можете тупо наделать 30-40 дельфинов-камикадзе и разнести всю базу противника. Противник вряд ли сможет с этим что-то сделать. Ну и больше всего раздражает необходимость выкашивать силы врага под ноль. Если хоть где-то на карте останется вражеская постройка или юнит - победы вам не видать.
Из всего этого можно сделать вывод, что Submarine Titans – далеко не очередной клон Starcraft или любой другой rts. Это весьма самобытная и довольно интересная стратегия, над которой вот самую чуточку недоработали. Немного не доделали тут, капельку не прошлифовали там. Но это не делает игру плохой. Так что, если вы любите стратегии в реальном времени, обязательно загляните в «Морских Титанов».
Ключевые слова: Submarine Titans, Морские Титаны