В своё время Frictional Games, с их хоррором Amnesia: The Dark Descent, всколыхнула общественность. Шведы своей игрой буквально пересобрали жанр сурвайвал-хорроров. При этом, умудрившись открыть путь бесконечному потоку низкосортных ужастиков. Ну и заодно дали толчок для развития такого явления как «летсплеи». Не удивительно, что продолжение стало делом времени. Вот только те, кто ждал новую «Амнезию», получили не то, чего ждали. За что спасибо стоило сказать совсем другой команде разработчиков –
в руки которой и было отдана вторая игра из серии Amnesia
Thechineseroom.
Amnesia: A Machine for Pigs вышедшая в 2013-м, Dear Esther выпущенная за год до этого и, последовавшая за ними, в 2015-м году, Everybody's Gone to the Rapture. Эти игры закрепили за студией репутацию мастеров нестандартных и, в немалой степени, экспериментальных проектов. Той же Dear Esther можно сказать спасибо, за появление такой жанровой группы, как «симуляторы ходьбы». А вот дальше для Thechineseroom настали темные времена. В 2017-м студия фактически расформировалась. А двое оставшихся сотрудников решили на время переключиться с привычного им жанра и выпустили очередную экспериментальную игру, уже для виртуальной реальности – So Let Us Melt. Год спустя, в 2018-м разработчиков купила британская компания Sumo Digital. Под их крылом студия сменила название на The Chinese Room и сделала платформер Little Orpheus, разработанный в первую очередь для устройств
iOS, macOS, tvOS
Apple.
Обзор Still Wakes the Deep
В июле 2020-го The Chinese Room объявила о том, что работает над новым проектом, но вообще без подробностей. Их то и пришлось ждать три года, лишь в 2023-м компания заявила, что решила вернуться к своим корням и выпустить новый хоррор. На Xbox Games Showcase 2023 студия The Chinese Room представила Still Wakes the Deep. Релиз которой состоялся 18 Июня 2024 года.
История Still Wakes the Deep разворачивается в не столь отдаленном прошлом, в 1975-м году, перед самым празднованием нового года. Главный герой игры – Кэмерон «Каз» Маклири. Он работает на нефтяной платформе «Beira D» электриком. В самом начале игры герой получает письмо от жены, к счастью, не
как не повезло, Джеймсу Сандерленду из Silent Hill 2
умершей три года назад. Тем не менее, жена намекает на развод, если Каз не одумается. В таком вот приподнятом настроении герой отправляется на завтрак, но и поесть ему не суждено. Героя вызывает на «ковер» начальник и после непродолжительного разговора на повышенных тонах, Каз оказывается уволен. Из-за проблем с полицией. Вот только уволиться толком и покинуть платформу у героя тоже не выходит. Происходит то ли взрыв, то ли землетрясение и герой падает в воду, откуда его спасают. Немногим позже Каз видит, что бурильная установка оказывается облеплена какой-то странной массой, напоминающей плоть. И она, начинает постепенно расползаться по всей платформе.
Обзор Still Wakes the Deep
Обзор Still Wakes the Deep
А вот дальше начинается самое интересное и страшное. В плане нарратива Still Wakes the Deep показывает себя выше всяких похвал История тут не продолжительная, но хорошо срежиссирована и отлично подана. Начинается игра со знакомства с персонажами, как главными, так и второстепенными. Вы постепенно погружаетесь в рабочую рутину нефтяной вышки, а затем всё летит к чертям и очень интересно наблюдать, как с этим справляются простые работяги. Добавляет трагизма игре еще и то, что все найденные вами тела – это персонажи из самого начала. С каждым из них вы перекинетесь хотя бы парой словечек, а затем найдете мертвыми, или еще хуже.
Пугает Still Wakes the Deep тоже умело. Игра не делает ставку на безвкусные скримеры. Вместо этого вас ждет постоянный и гнетущий страх перед неизвестным и неведомым. В лучших традициях Лавкрафта. Тут даже первого встреченного монстра полноценно не покажут, только силуэт, лишь на секунду мелькнувший через отверстие люка, перед тем как он закроется. Точно также, никто не будет рассказывать, что это за биомасса поглощает вышку. Да и героям на её происхождение плевать, лишь бы выбраться. Добавьте к этому еще кучку других страхов, например, темноты, высоты, или утопления. Приплюсуйте жутких монстров, явно вдохновленных фильмам «Нечто» и «Цвет из Иных Миров». И у вас получится Still Wakes the Deep.
Обзор Still Wakes the Deep
Обзор Still Wakes the Deep
А вот геймплей игры, мало чем может удивить. Он весьма характерен для жанра. Это стопроцентно коридорный проект, не дающий вам возможности исследовать нефтяную вышку полностью. Разве что в самом начале, можно свободно и не торопясь побродить по месту расположения команды. Остальную же часть игры, вы будете планомерно двигаться от одного места к другому, решая по пути поставленные задачи, преодолевая препятствия и периодически сталкиваясь с монстрами.
В отличие от предыдущих проектов студии, Still Wakes the Deep может похвастаться весьма бодрым темпом. На всём своём протяжении игра ни разу не даст заскучать. Постепенное разрушение нефтяной платформы, заставит и вас и главного героя почувствовать себя настоящей звездой паркура. Металлические помосты под вами постоянно будут разваливаться, герою частенько нужно будет куда-то прыгать, карабкаться и взбираться. Зачастую вовремя нажимая клавиши в многочисленных QTE. Ближе к концу игры появятся помещения, постепенно затапливаемые водой, где нужно будет активно погружаться и переплывать препятствия. Пару раз за игру придется разбираться с пожаром.
Обзор Still Wakes the Deep
Обзор Still Wakes the Deep
Попутно со всем этим придется обслуживать огромное количество устройств и механизмов, чтобы хоть как-то замедлить разрушение платформы и получить хотя бы мизерный шанс на спасение. Казу приходится отлаживать различные лебедки, чинить электрические щитки и генераторы, а также помогать другим выжившим. Эти действия, в большинстве своём, тоже будут производиться через разнообразны QTE. И зачастую провалы, будут заканчиваться смертью.
Побродив по свежему морскому воздуху и искупавшись в холодной воде, Каза начнет одолевать холод и тогда нужно будет греться возле обогревателей. На первый взгляд это может показаться необязательным, но если не согреть героя, то он не сможет выполнять даже простейшие действия, например, открыть какую-нибудь дверь. Это конечно не особо сильно влияет на геймплей, но добавляет некоторую степень реализма.
Обзор Still Wakes the Deep
Обзор Still Wakes the Deep
Столкновения с местными чудовищами, тоже не блещут оригинальностью. Сражаться с ними конечно же нельзя, можно только убегать и прятаться. И вот тут игра довольно сильно проигрывает некоторым представителям жанра, той же Alien Isolation. Как правило, местные чудовища только и делают, что патрулируют какой-то участок, где имеется полным-полно укромных уголков, чтобы спрятаться. Чтобы проскользнуть мимо них можно просто подождать, а можно подобрать какой-нибудь предмет и швырнуть его в сторону, чтобы отвлечь чудище. И всё бы ничего, но монстры в Still Wakes the Deep откровенно тупы и предсказуемы. Даже если он увидит, что вы залезли в укрытие, он не будет ничего делать, покрутится возле него несколько секунд и уйдет дальше по своим делам.
Тем не менее The Chinese Room можно смело похвалить за дизайн местной фауны. Забавно, но и в финале никто не расскажет с чем же вам пришлось столкнуться в Still Wakes the Deep. Пришельцы ли это? Древнее божество? Доисторический организм? Кто знает? Но тем не менее, больше всего эти нагромождения плоти напоминают пришельцев из фильма «Нечто», и точно также предпочитают набрасываться на врагов, используя свои многочисленные щупальца. Вот только местное «нечто» не стремится мимикрировать под людей. Оно их ловит и меняет, словно сплавливает человеческую плоть со своей, создавая поистине гротескных и отвратительных чудищ.
Обзор Still Wakes the Deep
Обзор Still Wakes the Deep
Да и если рассматривать в целом, с дизайном у Still Wakes the Deep всё в порядке. В качестве игрового движка используется пятый Unreal Engine, так что визуал игры тоже не подкачал. Но и к железу она весьма требовательна. Нефтяная платформа, на которой происходит действие игры выполнена крайне достоверно. Несмотря на то, что сама платформа подразумевает весьма ограниченный игровой мир, повторные посещения некоторых локаций удачно сглаживаются тем, что окружение постоянно меняется из-за того, что платформа «Beira D» постепенно разрушается.
Единственное, что тут может показаться раздражающим – излишнее баловство визуальными подсказками. Честное слово, есть ощущение, что практически всю платформу вымазали вездесущей желтой краской, указывающей вам верный путь. Ей тут отметили вообще все, что могли. Места, где можно карабкаться. Места, где можно прятаться. Места, где откуда можно прыгать и куда можно прыгать. Лестницы, более-менее безопасные трубы, вентили, рубильники, рычаги. Для полного счастья не хватает только стрелок, нарисованных этой самой краской по всему маршруту, от начала игры и до самого финала.
Обзор Still Wakes the Deep
Обзор Still Wakes the Deep
Звук в Still Wakes the Deep тоже хорош. Во всех проявлениях, начиная с отлично подобранной, в атмосферу, музыки и заканчивая жуткими беснованиями местных чудищ. Но особенно хочется отметить невероятную работу актёров озвучки. Так как местом действия выступает шотландская нефтяная вышка, расположенная в северном море, и работают здесь исключительно суровые люди, то и актеров подбирали именно с шотландским акцентом. И это, чёрт побери, стоило того. Все персонажи в игре очень аутентично общаются, и матерятся. Прямо как… Шотландские нефтяники.
Подводя итог, хочется отметить, что первый крупный релиз обновленной The Chinese Room можно назвать удачным. Still Wakes the Deep хоть и не может похвалиться каким-нибудь инновационным решением для жанра survival-horror, тем не менее может быть причислена к его ярчайшим представителям. Это качественный проект, во главе которого стоит интереснейшая история, кроме всего прочего оказавшаяся еще и трогательной до глубины души.