GameSpirit.org

Обзор Atomic Heart

Название:
Atomic Heart
Разработчик:
Mundfish
Издатель:
Focus Home Interactive
Релиз:
21.02.2023
Советский ретро футуризм - не частый гость в игровой индустрии. Игр, позволяющих нам окунуться в данный сеттинг, можно пересчитать по пальцам двух рук. А вот успешных игр, как раз хватает на одну. С ходу можно вспомнить лишь серию стратегий Red Alert, из трех игр, и пару шутеров: You Are Empty и Singularity. Возможно, кто-то захочет возразить и дополнить список сериями S.T.A.L.K.E.R. и Metro 2033, но в них преобладает уже постсоветская эстетика. Так что, это натягивание совы на глобус. К счастью, в мае 2018-го нам пообещали пополнить этот список, анонсировав Atomic Heart. За разработку взялась тогда еще отечественная студия Mundfish*, для которой этот проект должен был стать дебютным. К релизу шли долго, попутно вляпываясь в скандалы. То, якобы, игры вообще нет. То в студии творится производственный ад. Ну и вишенкой на торте, стала отмена продаж в Steam, для стран СНГ. Пятые точки отечественных игроков, тогда знатно прогрелись. Как бы то ни было, до релиза Atomic Heart всё же добралась в феврале 2023-го.
*Но в виду модных сейчас тенденций, для отечественного геймдева, студия в какой-то момент постаралась максимально откреститься от связей с Россией и теперь позиционирует себя как кипрская, многонациональная компания.
События Atomic Heart происходит в относительно недалеком альтернативном прошлом. До 1936-го года наша история и история мира Atomic Heart развивалась абсолютно одинаково. Но затем профессор нейрохирургии Дмитрий Сеченов совершил открытие, изменившее этот мир навсегда. Он изобрел полимер. Позднее, на его основе Сеченов и другие ученые, создают уникальную топливную ячейку, основанную также и на холодном ядерном синтезе. В 1939-м году СССР вступило во вторую мировую войну, не дожидаясь атаки Фашистской Германии. А уже в 1942-м война закончилась. Конец войне положила эпидемия «коричневой чумы», начавшейся в германии, а затем распространившейся на весь мир. Страшная болезнь унесла жизни примерно половины европы, да и остальному земному шару тоже досталось.Несмотря на то, что СССР вышел победителем из второй мировой войны, страна оказалась в крайне трудном демографическом и экономическом положении. И тут, как нельзя кстати пришлось изобретение Сеченова. Разработки гениального ученого развернули на полную. В Казахской ССР был возведен передовой научно-исследовательский комплекс «Предприятие 3826». Здесь начинают работать светлейшие умы Советского Союза, ведя свои исследования, основанные на полимерах Сеченова, в самых разных областях науки. Начиная с биологии и заканчивая робототехникой. Развитие последней, кстати, довольно быстро позволяет стране встать на ноги, так как передовые роботы, с легкостью заменили людей на самых тяжелых производствах.
В 1946-м году на «Предприятии 3826» запускается нейросеть «коллектив 1.0» связавшая всех роботов между собой, для упрощения взаимодействия с ними. В последующие годы, СССР получает в своё распоряжение всё более серьезные технологии. Что позволяет опередить время и уже в 51-м Гагарин отправляется в первый космический полет. К 1955-му профессор Сеченов собирается запустить нейросеть нового поколения - «коллектив 2.0», способную объединить внутри себя не только всех роботов, но и всех людей на Земле.
И как раз перед запуском обновленной версии коллектива, на «предприятие 3826» прибывает главный герой игры – майор Сергей Нечаев, он же П-3. Но вместо того, чтобы заниматься предполагаемой рутиной и помочь с запуском «Коллектива», герой, как и многие другие люди, находящиеся на территории научно-исследовательского комплекса, подвергается нападению взбесившихся роботов. Начальство, в лице Сеченова, обвиняет в саботаже инженера Петрова, и даёт задание выследить его и задержать.
Основной сюжет займет часов 20-ть. И вот конкретно в случае с Atomic Heart – это очень много. История искусственно растягивается и это не идет ей на пользу. В одной лаборатории, чтобы пройти дальше нужно найти четыре колбы со специальным полимером. Каждая из которых находится в отдельном зале. В другой лаборатории нужно собрать пять частей робота, которые ко всему прочему раскиданы по этажам. Неужели нельзя было придумать что-то пооригинальней? Но спешим вас обрадовать, это не последний случай, когда игра будет жёстко душнить.
В плане лора Atomic Heart очень и очень хороша. Но, к сожалению, исключительно местами. По большей части охотно веришь в окружающие антуражи. Высокотехнологичный наукоград в лице «Предприятия 3826», со всеми его комплексами и выставками смотрится крайне впечатляюще. В этом мире интересно бродить, рассматривать его, узнавать знакомые вещи, словно вытянутые из детства. И точно так же, интересно читать многочисленные записки, оставленные на местных аналогах персональных компьютеров – «
Гражданское Ретранслирующее Устройство, Широкополосное Автономное
грушах
» и слушать аудиозаписи на «
диктофоны, выполненные в виде карманных часов
щебетарях
».
Но вот персонажи, совершенно не вписываются в ту эпоху, которую нам стараются показать создатели Atomic Heart. Пускай эпоха и вымышленная. Взять хотя бы постоянно матерящегося Нечаева, который совершенно не вяжется с образом советского офицера, ветерана великой отечественной войны. Или бабу Зину, персона которой вызывает диссонанс вообще на всех уровнях. Ведет себя как герой боевиков. Звучит как молодая женщина, хотя выглядит как бабушка «божий одуванчик», да и срисована с Елизаветы II. Что-то подобное было с персонажами в Wolfenstein II: The New Colossus и там это тоже было кринжово.
В копилку кринжатинки можно отнести и странную внешность почти всех роботов в игре. Особенно антропоморфных. Некоторые, кстати, тоже матерятся. Хотя это, пожалуй, может вызвать улыбку. Ну и невозможно, конечно, обойти стороной сексуальный подтекст, сквозящий в игре отовсюду. Буквально. Дизайн близняшек. Дизайн некоторых элементов декора. Странно расставленные манекены в лабораториях. «Похотливый холодильник», в котором производится улучшения главного героя и его оружия – «Элеонора». Робосеки, в конце концов. Зачем пошли именно этим путем вместо того, чтобы сделать крепкую и серьезную научную фантастику не понятно. Почему не скатились совсем в треш, если все предпосылки есть – тоже загадка. Но скорее всего, причина в неконтролируемом желании угодить всем.
По своей сути, Atomic Heart это целый коктейль из заимствованных идей и механик. Но больше всего вдохновлялись, так сказать, серией Bioshock. Тут и постановка вступления, которая 50 на 50 поделена с Fallout 4. И полимерная перчатка, копирующая возможности некоторых плазмидов. И возможность сражаться оружием ближнего боя. Прыжки по балкам и ближний бой из Dying Light. Загадки из Portal, только без порталов. Музыка из последних Doom, прям вместе с композитором. И много чего еще. Короче механик затащили в игру не меньше, чем лорных отсылок.
Основной костяк геймплея игры упирается в обширное понятие приключенческого боевика с видом от первого лица и полноценной ролевой составляющей. Это подразумевает, что какую-то часть игрового процесса займет исследование игрового мира, а какую-то схватки с противниками. И обе эти составляющие, к сожалению, неоднозначны. В исследовательской части Atomic Heart радует интересными локациями в виде самых разных научно-исследовательских лабораторий, заряженных эстетикой советских НИИ. И что самое примечательное, каждый новая лаборатория, действительно уникальна и не похожа на другие.
Но при этом, абсолютно наоборот обстоит дело с открытым миром, который в игре тоже присутствует. Он хоть и выглядит открытым, по большому счету представляет собой неинтересные пространства, загроможденные зданиями, в которые нельзя войти, или зданиями, внутренняя обстановка которых не представляет ничего особенного. Зачастую, путь дальше оказывается прегражден заборами и закрытыми дверями, которые не получиться преодолеть до определенной точки сюжета. Но особенно душит бесконечное количество роботов. Дело тут в том, что по наземной территории «Предприятия 3826» щедро разбросаны «улья» – специальные постройки, под завязку набитые ремонтными роботами. Стоит вам что-то сломать, как налетят «пчелы» и примутся всё вокруг ремонтировать. Отменить данный процесс невозможно. Сломаешь одних «пчел», прилетят другие. Единственное что может помочь – перезагрузка автоматической станции контроля «гриф», которая контролирует всех роботов вокруг. Тем самым, выключив их на непродолжительный период. В тех же лабораториях, можно просто спокойно всех перебить и исследовать локацию в своё удовольствие.
Кроме этого, в исследовательской части, Atomic Heart может похвастаться наличием внушительного количества головоломок. К сожалению, большая часть которых служить лишь растягиванию игрового процесса, да и разнообразием они не блещут. Большая часть – различные устройства, блокирующие двери. Еще есть задачи с поиском предметов и доставкой их в определенные места. А самыми интересными, можно назвать пространственные головоломки, где нужно искать путь через нагромождения препятствий и платформ.
Боёвка также неоднозначна. Сражаться можно тремя способами: оружием ближнего боя, оружием дальнего боя и «полимерной перчаткой». Разнообразия в оружии, в Atomic Heart немного. Пяток для ближнего боя, из которого стоящих всего два вида. Четыре вида огнестрельного, включая ракетницу. И три вида дальнобойного энергетического оружия. С использованием последнего есть некоторый нюанс. Энергетическое оружие расходует не патроны, а энергию, которая восстанавливается, если атаковать врагов оружием ближнего боя. Но еще энергия нужна для использования некоторых атак у оружия ближнего боя. Например, для спецатаки «паштета». И вот эта самая атака, наносит в разы больше урона, чем любое энергетическое оружие. Что ставит под вопрос использование энергетического оружия.
Если рассматривать оружие в целом, то в практическом плане всё оно, не сказать, чтобы сильно выразительное. Стрелять скучно почти из всего. И это довольно странно учитывая, что неслабый кусок Atomic Heart – именно шутер. Разве что выглядят местные пушки интересно. Правда больше подходят не сеттингу ретро футуристического советского союза, а какому-нибудь постапокалипсису. Всё местное оружие можно модернизировать, получая как минимум по две разновидности для каждого, что немного улучшает ситуацию. Но факт того, что в какой-то момент вы выберете себе одно/два оружия к середине игры и будете бегать с ними до конца, имеет место быть.
Сама боевая система, как было сказано ранее, напоминает Dying Light. ИИ откровенно тупой, так что враги сразу же несутся к вам, стоит показаться в их поле зрения. Обидно, но стрелять в Atomic Heart, не очень-то и увлекательно. На лицо откровенный дисбаланс, склоняющийся в сторону близких контактов. Гораздо приятнее сражаться оружием ближнего боя, и вот тут игра показывает себя отлично и динамично. В бою приходится постоянно двигаться, ибо промедление тут подобно смерти. Враги резкие, враги быстрые, врагов много. Блокировать удары противников нельзя, так что единственный шанс выжить – постоянно уворачиваться.
Для упрощения жизни, вам, практически в самом начале, выдаётся «Полимерная перчатка». На первых порах она способна только поражать противников электричеством. Но позднее её можно будет прокачать по нескольким направлениям. И тогда перчатка даст вам дополнительные возможности: использовать телекинез; замораживать противников; замедлять время; создавать вокруг вас щит; или покрывать противников полимером, усиливающим другие эффекты. И вот сама перчатка – настоящая имба.
Ну и еще одной «фишкой» местной боевой системы являются расходные «кассетники». Это такие небольшие баллончики, которые вставляются в любое оружие и дают ему дополнительные эффекты. «Кассетников», в игре, три разновидности: огненные, ледяные и электрические. Единственное, что с этими штуками не так - они не сильно полезны. Ледяные, не замораживают, а немного замедляют. Огненные добавляют немного периодического урона и особенно эффективны, против органики. А электрические дают атакам оглушающий эффект и хорошо работают против роботов. Но тут есть такая особенность, что активация «кассетников» абсолютно не интуитивна. Да и пользы от них не так чтобы много.
В целом, сражаться с противниками в Atomic Heart прикольно. Бои, как правило быстрые и агрессивные. Местные боссы тоже могут порадовать, в том числе и разнообразием. Ни один из них не похож на других не только внешностью, но и поведением в бою. Особенно хочется выделить «Ежиху», «Близняшек» и робота «Роса». Первый босс выделяется очень высокой скоростью поединка, в котором нужно быстро реагировать на его атаки, если не хотите переигрывать с чекпоинта. «Близняшки» и «роса» радуют наличием нескольких фаз боя. А вот другие боссы, такие как «Беляш», «Плющ» и «Наташа», расстраивают тем, что сражаться с ними придется не единожды, да и убиваются они вообще
если колотить их заряженными атаками прокаченных «паштета» или «звездочки»
без проблем
.
Имеется в игре и элементы стелса. Но с ним тут странная история. В один из моментов вам показывают, что ко вражеским роботам можно подобраться тихо и вырубить их без сражения. Затем учат отвлекать камеры наблюдения. А затем на одном из загрузочных экранов появляется текст о том, что в общем-то стелса тут нет, да и быть не может. Тем не менее некоторых врагов можно застать врасплох.Ролевая составляющая в игре поделена на три части: прокачка персонажа, прокачка оружия и крафт. Но несмотря на четкое разделение, все эти действия совершаются в ремонтном шкафу «ЭЛЕОНОРА». Нечаев может прокачать как собственные
например, быстрый бег или расширенный инвентарь
способности
, так и способности «полимерной перчатки», причем каждая способность имеет собственную ветку прокачки.
В той же «Элеоноре» происходит создание нового оружия, по чертежам, найденным на территории «Предприятия 3826». Тут же можно крафтить расходники и боеприпасы. Да и заниматься улучшением уже имеющегося вооружения, тоже придется в ремшкафах. Для установки некоторых модулей, на разные образцы оружия, вам понадобятся еще и редкие чертежи, добываемые в необязательных, для посещения, «полигонах». И конечно же все эти операции, от прокачки персонажа и до создания боеприпасов потребуют от вас материалов. Добываются они с поверженных роботов, а еще из различных
нужно подчеркнуть
ящиков/сундуков/шкафов/шкафчиков
. Механика собирательства придумана довольно удачно и не требует от вас скрупулезного изучения всех мест хранения. Нечаев просто выставляет руку вперед, а полимерная перчатка собирает, всё полезное, в радиусе её действия.
Внешне Atomic Heart выглядит отлично, но неоднозначно. По крайней мере хочется по-настоящему похвалить дизайнеров окружения и общий художественный стиль проекта. А вот дизайнеров персонажей, оружия и роботов не так чтобы и хочется. Но тут в дело вступает уже вкусовщина. Кому-то это нравиться, кому-то нет. Движок использовали Unreal Engine 4, хорошо знакомый и обкатанный. Картинка получилась приятной. Хотя что-тут говорить, скриншоты будут гораздо красноречивей. Согласитесь, общая стилистика местного советского ретро-футуризма пробирает, пожалуй, до мурашек.
Со звуком, история примерно такая же. Из плюсов у Atomic Heart есть умопомрачительный саундтрек. Но, может показаться на первый взгляд, что в него просто накидали всего до чего могли добраться. Разные стили, разные эпохи, разные композиторы. В мире Atomic Heart нашлось место классическим композициям Чайковского, советской попсе, советскому року, зубодробительным трекам Мика Гордона, современным аранжировкам советской эстрады, эмбиенту, дарк-эмбиенту, электронной музыке, джазу и много чему еще. Сами официальные OST выпущенные в виде четырех сборников, прекрасно слушаются и в отрыве от игры, что с игровыми саундтреками, бывает не так уж и часто. Но при всем этом, есть не менее большой минус – озвучка некоторых персонажей просто кошмар.
Еще до релиза Atomic Heart приковала к себе огромное количество внимания. А Mundfish, особенно ближе к релизу, умудрялась постоянно влипать в скандалы. В какой-то момент, внушительная часть игрового сообщества вообще не верила, что игра есть и доберется до релиза. Тем не менее это случилось. И что же мы получили? А получили мы крепкий боевичок хорошист, в удивительном мире советского ретро-футуризма, под завязку забитый лулзами, мемами и отсылками. Как первый проект никому неизвестной студии – результат просто отличный. Да, Atomic Heart не лишена проблем, но достоинств у неё гораздо больше.
Автор: Folstaad для сайта GameSpirit.org
Ключевые слова: Atomic Heart

О нас

Контакты